|
|
N°200, 27 октября 2005 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Восемь лет и вся жизнь
Швейцарский суд поверил прокурору
Виталий Калоев отомстил. К такому выводу пришел вчера суд швейцарского города Цюриха, рассматривавший дело об убийстве авиадиспетчера компании «Скайгайд» Петера Нильсена. Как и требовал прокурор Ульрих Ведер, владикавказский инженер-строитель Виталий Калоев был признан виновным в умышленном убийстве. Правда, срок, потребованный обвинением для россиянина - 12 лет заключения - был срезан на треть. Калоева приговорили к 8 годам тюрьмы строгого режима (в терминологии швейцарской юстиции - каторжной тюрьмы, но реальной каторги в этой стране уже давно не существует). Отсидеть же владикавказцу придется еще меньше - чуть более шести лет, поскольку 610 дней предварительного заключения будут засчитаны в общий срок лишения свободы.
Суд не внял доводам защиты, утверждавшей, что Калоев совершил непредумышленное убийство, находясь в состоянии аффекта, и не поверил самому обвиняемому, заявлявшему, что 24 февраля 2004 года он совсем не собирался кого бы то ни было убивать и намеревался лишь потребовать от датского авиадиспетчера извинений за гибель родственников. Версия прокурора, более часа убеждавшего суд в том, что Виталий Калоев собирался отомстить за смерть жены и детей, по-видимому, показалась суду более достоверной. Тем не менее, сильное уменьшение срока, назначенного Калоеву, говорит о том, что цюрихская юстиция нашла в деле владикавказца достаточно смягчающих обстоятельств.
После приговора все участники процесса уходили недовольными. Даже прокурор Ведер, сторону которого принял суд, посетовал на слишком мягкий приговор (однако обвинение пока не решило, будет ли вердикт обжаловаться в следующей инстанции). Адвокат Виталия Калоева Маркус Цуг, в свою очередь, уверенно заявил, что защита оспорит приговор, как только получит копию приговора. Это означает, что дело об убийстве Нильсена может еще долго переходить от инстанции к инстанции. Сначала апелляция может быть рассмотрена на уровне суда кантона Цюрих, а потом ее нетрудно перевести и в федеральный суд Швейцарии. Не исключено, что рано или поздно дело дойдет и до Европейского суда по правам человека в Страсбурге. Российский адвокат Калоева Владимир Сергеев отметил, что, по его мнению, судья «опровергал результаты судебно-психиатрической экспертизы не то чтобы некорректно, а несколько за гранью разумного". Сергеев заявил, что из двух экспертиз судьи выбрали ту, которая их "априори устраивает, а другую опровергли".
Неудовлетворение вердиктом выражали и земляки Калоева, присутствовавшие на процессе. Брат Виталия Калоева Юрий в интервью сразу после оглашения приговора напомнил о том, что никто из сотрудников фирмы «Скайгайд» до сих пор не ответил за гибель 71 человека во время столкновения Ту-154 и «Боинга» над Боденским озером. Напомним, что немецкие эксперты, расследовавшие обстоятельства катастрофы, объявили, что вина за эту трагедию в основном лежит именно на этой авиадиспетчерской компании. «А вы все считаете, что виноват Виталий Калоев, - сказал брат осужденного. - Два года он не выходил с кладбища, постоянно плакал и никто не учел его тяжелое психическое состояние». Глава Северной Осетии Таймураз Мамсуров, присутствовавший на процессе как частное лицо, также заявил, что «разочарован» исходом процесса. "Скайгайд" может радоваться, может спать спокойно. Наш Виталий будет сидеть в тюрьме, А Нильсена со всеми грехами компании больше нет", - заявил он.
Сам Виталий Калоев, не питавший, по-видимому, никаких иллюзий относительно исхода процесса, ожидал обвинительного вердикта. И похоже, что собственная судьба не очень его интересовала. Все последние годы, по мнению его близких, Виталий жил только воспоминаниями об ушедших навсегда близких. В течение всего процесса он оставался спокойным, и эмоции вырвались у владикавказца лишь перед самым оглашением приговора. Он произнес фразу, которую сложно однозначно интерпретировать: "Меня обвиняют в том, что я похоронил своих детей. Зачем я буду вставать?" - и, вопреки протоколу, остался сидеть. Впрочем, никто не стал обвинять в неуважении к суду человека, жизнь которого и так полностью разрушена.
Теперь, если апелляции защиты не увенчаются успехом, Виталию Калоеву предстоит провести несколько лет за решеткой за умышленное убийство. Остается лишь вопрос, где именно он будет сидеть. Возможно, нашим дипломатам удастся убедить швейцарские власти отправить российского гражданина отбывать наказание на родину. Но это может произойти только в том случае, если сам Виталий на это согласится. Кроме того, между Россией и Швейцарией нет договора о выдаче преступников, что может несколько затруднить процесс возвращения Калоева.
Владимир ДЗАГУТО