|
|
N°202, 31 октября 2005 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Бескозырная карта
Нижегородский музей в Третьяковской галерее
Отличное собрание Нижегородского музея возникло в результате правильного альянса культуры и бизнеса. Ведь открытие музея было приурочено к Всероссийской промышленной и художественной вставке 1896 года. Его коллекция отражает купеческие вкусы рубежа XIX--XX веков.
Когда ходишь по залам музея в Нижнем Новгороде, каталог впечатлений составляешь вполне определенный. Прекрасная иконопись волжских мастеров Средневековья украсила музей благодаря городецким купцам-старообрядцам начала XX столетия Петру Овчинникову и Григорию Прянишникову. Затем в памяти проявляется другой большой и богатый раздел коллекции. Патроном Нижегородского музея выступила Академия художеств. Благодаря усердию председателя Общества художников исторической живописи Андрея Каверина музей приобретал большие и роскошные исторические полотна, как то: «Последние дни Дмитрия Самозванца» Карла Венига, «Боярышня у окна» Константина Маковского. Маковский же специально к Нижегородской ярмарке написал гигантское полотно «Воззвание Минина». Сейчас с таким размахом и тщанием делают многомиллионные фильмы на киностудиях Голливуда. Размер картины 42 кв. м. Сюжет выбран из Смутного времени: запечатлен эпизод воззвания нижегородского старосты Козьмы Минина к народу с требованием создать антипольское ополчение. На ярмарке 1896 года картину приняли с триумфом. Министерство двора выкупило ее специально для Нижнего Новгорода. Для картины было затем построено помещение в особняке нижегородского головы Сироткина. Там полотно демонстрируется и поныне. Вкусы академических живописцев, царских чиновников и волжских купцов во многом совпадали. Потому в музее такое изобилие не только исторических картин в академической манере, но и созданных теми же зачастую мастерами миловидных женских портретов и сцен на сказочные сюжеты, срежиссированных в эстетике модерна и символизма (самое знаменитое -- «Ковер-самолет» Виктора Васнецова).
Третий принципиальный для музея и впечатлений о нем раздел -- Серебряный век, традиции мирискусников и символистов: картины кисти Борисова-Мусатова, Сомова, Кустодиева (Кустодиева дарил уроженец Нижнего Максим Горький), поздняя, середины 20-х годов, но очень пряная, ориенталистская серия Рериха о Будде Майтрейе.
Четвертый раздел -- собранная при участии Александра Родченко великолепная коллекция авангарда, с шедеврами Малевича, Гончаровой, Ларионова, Розановой, Кандинского.
Занятно то, что после посещения «гастрольной» выставки Нижегородского музея в Инженерном корпусе Третьяковской галереи тот самый памятный по волжским впечатлениям образ не собирается. Древнерусский раздел отсутствует вовсе. Исторических полотен по причинам объективным (гигантские размеры) и субъективным (фейерверк зарубежных выставок русского искусства в разных странах мира, куда свозится все лучшее, а россияне лицезреют пустые стены) не привезли. Авангард тоже гастролирует по миру. Правда, Москве от него кое-что все же досталось. Повезло нам лишь с символизмом, передвижниками и парадными портретами XVIII века. В итоге нарисовался образ другого музея -- без яркой и уникальной истории, собственной судьбы коллекций. Представили общий «отчетный» набор картин, который в подобном же сочетании (Рокотов -- Левицкий -- Брюллов -- Шишкин -- Крамской -- Айвазовский -- Нестеров -- Серов -- Коровин -- Кончаловский -- Машков) с легкими вариациями привозит большинство участников проекта «Золотая карта России».
Сергей ХАЧАТУРОВ