|
|
N°158, 31 августа 2001 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Чем дальше, тем непонятнее
Дело о пропавших белорусских политиках обрастает новыми странностями
Министр внутренних дел Белоруссии Владимир Наумов подтвердил, что опубликованный месяц назад в СМИ рапорт генерал-майора милиции Владимира Лопатика является подлинным. В рапорте на имя министра Лопатик сообщал, что распоряжение об устранении белорусских политиков Виктора Гончара и Юрия Захаренко было отдано секретарем совета безопасности Белоруссии Виктором Шейманом.
О том, что документ имел место, министр внутренних дел сказал во время встречи с Зинаидой Гончар, женой одного из пропавших. Генерал-майор милиции утверждал, что устранение Гончара, Захаренко и бизнесмена Анатолия Красовского осуществлено спецгруппой во главе с майором СОБР Дмитрием Павлюченко. Приказ якобы был отдан Шейманом и обставлен как исполнение смертного приговора. Для этого Павлюченко несколько раз получал пистолет, из которого расстреливают приговоренных к смертной казни.
Белорусские правоохранительные органы никак не отреагировали на появление этого документа. Как утверждает Зинаида Гончар, во время встречи с ней Наумов сообщил, что, ознакомившись с рапортом, он поручил Лопатику продолжить расследование. Правда, он не стал ничего говорить о том, соответствуют ли действительности изложенные в рапорте факты. Сам генерал-майор Лопатик никаких заявлений по поводу проведенного им расследования до сих пор не сделал. В отличие от других людей, причастных к расследованию этого уголовного дела, Лопатик все еще находится в Белоруссии. Однако общаться с родственниками пропавших или журналистами отказывается, ссылаясь на болезнь. Не дают официальных разъяснений и главные обвиняемые -- Виктор Шейман, ныне генпрокурор, и Юрий Сиваков, в прошлом министр внутренних дел, сейчас замглавы администрации президента.
Признание Наумовым подлинности рапорта последовало на следующий день после раскопок на базе группы СОБР. Сотрудник КГБ Геннадий Угляница и член радикальной организации «Край» Андрей Жерносек указали, что именно там был захоронен автомобиль с трупами Гончара и Красовского. Раскопки не дали никаких результатов. Зато исчезли сами обвинители. По признанию родных, Геннадий Угляница ушел из дома в воскресенье и с тех пор не объявлялся. Коллеги также не знают, где он находится. В КГБ говорят, что беспокоятся о судьбе своего сослуживца.
Приближаясь к логическому финалу, история о пропавших политиках еще больше запутывается. Непонятно, почему, признавая подлинность рапорта Лопатика, министр внутренних дел до сих пор не предпринял никаких мер по проверке этих сведений, а главный подозреваемый по-прежнему возглавляет белорусскую прокуратуру. Если же никаких мер по отношению к Шейману и Сивакову никто предпринимать не собирался, то непонятно, зачем Наумову понадобилось признавать подлинность опубликованных в СМИ документов.
Юрий АНДРЕЕВ, Минск