|
|
N°200, 27 октября 2005 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
«Какая страна, такие и банки»
S&P оценило прозрачность российских кредитных учреждений
Международное рейтинговое агентство Standard & Poor`s недовольно тем, как российские кредитные организации раскрывают информацию о себе. Сами банкиры соглашаются с оценками аналитиков, однако не видят оснований для того, чтобы становиться более открытыми.
Согласно опубликованному вчера «Исследованию информационной прозрачности российских банков», российские банки выглядят неприглядно на фоне не только иностранных коллег, но и отечественных компаний. Уровень раскрытия информации финансовых институтов S&P оценило всего в 36% (у иностранных банков этот показатель составляет 81%, у российских компаний -- 50%).
По оценке агентства, труднее всего от банков получить информацию о бенефициарных собственниках, сделках с аффилированными сторонами, структуре корпоративного управления. Самыми закрытыми оказались Альфа-банк, Международный промышленный банк, а также Первый Чешско-Русский банк. Наибольшую информационную открытость демонстрируют ВТБ, «Возрождение», МДМ-банк и Транскредитбанк (они предоставили агентству для анализа более половины запрашиваемых данных).
«Неэффективная практика раскрытия информации банками негативно влияет на формирование доверия к ним и уверенности в их надежности со стороны инвестиционного сообщества и населения, о чем свидетельствовал массовый отток средств вкладчиков летом 2004 года», -- говорится в исследовании.
С такой оценкой российские банкиры в корне не согласны. «Я не думаю, что из-за дополнительной публичности доверие частных лиц к банкам возрастет. Вполне достаточно положительного опыта работы на рынке, высокого качества обслуживания и привлекательных условий по продуктам. Инвесторы и крупные корпоративные клиенты получают исчерпывающую информацию о банках, -- полагает начальник управления финансовых и операционных рисков Межпромбанка Александр Буря. -- Экономической целесообразности в дополнительной публичности нет. И потом, это может быть негативно воспринято корпоративными клиентами, взаимоотношения банков с которыми можно вычислить исходя из открытой информации. Что касается оценки агентством прозрачности нашего банка, то позиция наших акционеров такова: мы -- непубличный банк».
«У нас государство наполовину «серое», все боятся, что любая информация может быть использована против них. Какая страна, такие и банки», -- замечает вице-президент одного из крупнейших российских банков.
Не делают бизнес банков более понятным для общественности международные стандарты отчетности. Данные по МСФО в открытом доступе публикуют лишь 20 исследованных кредитных организаций. Более того: «Требования ЦБ о предоставлении отчетности по МСФО не вполне соответствуют общепринятым международным принципам. По сути, это лишь квази-МСФО», -- отмечают аналитики агентства.
«Ни один российский госорган не приложил столько усилий для внедрения МСФО, сколько ЦБ, -- полагает вице-президент аудиторской компании ФБК Алексей Терехов. -- В том нормативном поле, в котором находится ЦБ, сделать больше было невозможно. А нежелание банков открыть общественности свою отчетность по МСФО вполне понятно: рынок пока не готов к международной отчетности, которая прежде всего оценивает не саму собственность, а контроль над ней».
В то же время для «заинтересованных» структур российские кредитные организации весьма транспарентны. Например, банки предоставляют всю запрашиваемую информацию регулирующим, налоговым и правоохранительным органам, причем не только о своей деятельности, но и о клиентах. Кроме того, многие кредитные организации уже вышли на международные рынки заимствований. Соответственно, они предоставляют исчерпывающую информацию и о структуре собственности, и об аффилированных компаниях, и о качестве капитала, активов, и т.д. Аналогичные данные есть и у международных агентств, о чем свидетельствуют присваиваемые ими рейтинги кредитным организациям.
Другое дело, что такие материалы простой смертный получить не может. Ведь ЦБ требует от своих подопечных по сути лишь ежегодной публикации своих балансов. На добрую волю самих банков рассчитывать пока не приходится.
Наталья РОМАНОВА