|
|
N°199, 26 октября 2005 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
История сыщика
Милиционеру, спасшему Дагестан от катастрофы, присвоено звание Героя России
Президент Путин своим указом присвоил звание Героя России (посмертно) начальнику уголовного розыска Буйнакского РОВД старшему лейтенанту Аскеру Аскерову. Как следует из наградного листа, именно этот офицер 29 мая этого года ценой своей жизни предотвратил теракт, готовившийся боевиками у въезда в пятикилометровый Гимринский тоннель -- одну из главных стратегических артерий Дагестана, соединяющую горные районы республики со столицей. По мнению экспертов, если бы бандитам удалось осуществить свой план, эта диверсия могла бы обернуться беспрецедентной техногенной и экологической катастрофой. Подрыв тоннеля вызвал бы разрушение Ирганайской ГЭС, что, в свою очередь, могло привести к прорыву Чиркейского водохранилища и затоплению десятков сел, не говоря уж об обесточивании значительной части республики.
По словам коллег Аскера Аскерова, около 1.30 ночи 29 октября в РОВД позвонил местный житель, который рассказал, что на дороге Буйнакск--Унцукуль видел трех вооруженных мужчин, которые что-то копали на обочине у въезда в Гимринский тоннель. Начальник угрозыска с несколькими оперативниками сразу же выехал на место для проверки информации. Оставив машину вдалеке, сыщики незаметно подошли к въезду в тоннель и начали наблюдение. Вскоре они поняли, что неизвестные ведут закладку фугасов, но в темноте разобрать количество боевиков, а также сколько мин, какие и где именно они прятали, было трудно. Около четырех часов утра, когда начало светать, сыщики увидели, что бандиты заминировали и уже подготовили к подрыву практически весь прилегающий к тоннелю участок дороги и сами уже готовились к отходу. Вызвав по рации подмогу, Аскеров принял решение попытаться обезвредить боевиков, поскольку взрыв мог прогреметь в любую минуту. Оставив двух оперативников перекрывать путь отхода бандитов по дороге, он сам подъехал на машине к боевику, оставленному диверсантами в «охранении». В одиночку без стрельбы офицер смог обезоружить караульного, у которого при себе были обнаружены автомат, пистолет, кусок пластида, рация и поддельное удостоверение сотрудника ФСБ. Основная группа бандитов при этом ничего не заметила, и лейтенант Аскеров, сдав боевика товарищам, сам двинулся следом за диверсантами. Заметив сыщика, они тут же открыли огонь. Поскольку силы были неравные, лейтенант Аскеров сделал вид, будто его убили, но и боевики решили уходить, рассеявшись по местности. На место ЧП уже начали прибывать усиленные наряды из РОВД, но поскольку дорога была заминирована, они двигались пешком. Опасаясь, что боевики успеют отойти и взорвать дорогу, начальник угро выбрал оказавшегося ближе боевика и попытался его захватить. В результате вновь завязавшейся перестрелки оба были ранены, но лейтенант Аскеров все же настиг бандита. Как позже выяснилось, в рукопашной схватке боевик попытался достать пульт дистанционного управления минами, но сыщик смог его вырвать и бросить в сторону, однако при этом бандит выстрелили ему в грудь из пистолета. Когда подоспели коллеги Аскерова, он продолжал удерживать боевика, а милиционерам приказал не останавливаться и продолжать преследование основной группы диверсантов. В конце концов оперативникам удалось вынести своего начальника из-под огня, но по пути в больницу он скончался. В тот же день саперы обнаружили у въезда в тоннель 27 мощных фугасов, закопанных по обеим обочинам дороги в шахматном порядке и полностью подготовленных к одновременному подрыву.
«Аскеру в этом году должно было исполниться только 25 лет, -- рассказал его дядя Ильяс Килясханов, завкафедрой административного права и административной деятельности органов внутренних дел Московского университета МВД РФ. -- Он рано потерял родителей, и я воспитывал его как своего сына, поэтому никаких сомнений в выборе профессии у него не было. После окончания школы милиции он сам решил работать в родном Буйнакском районе, за два года прошел путь от оперативника до начальника угрозыска. По результатам работы он был признан одним из лучших сыщиков в республике и мог перейти на более спокойный участок или продолжить учебу, когда начались последние трагические события в Дагестане. Но Аскер полагал, что в такой ситуации, наоборот, он не может бросить коллег».
Алексей ГРИШИН