Время новостей
     N°199, 26 октября 2005 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  26.10.2005
Антимонопольная политика
Россияне не против оппозиции, но и не за нее
Только треть россиян полагают, что в стране есть серьезные оппозиционные партии. При этом число граждан, которые испытывают в них необходимость, за последние годы немного возросло. К таким выводам пришли социологи Аналитического центра Юрия Левады, проведя в октябре опрос 1600 россиян в 128 населенных пунктах 46 регионов страны.

На вопрос «Как вы считаете, нужны или не нужны в России общественные движения, партии, которые бы находились в оппозиции президенту и могли оказывать серьезное влияние на жизнь страны?» положительно ответили 61% россиян. В декабре 2002 года с этим мнением соглашались 56% опрошенных, а год назад -- уже 66%. При этом в принципе не видят необходимости в существовании оппозиционных президенту сил на данный момент 25% россиян. Соответственно, в 2002 году таковых насчитывалось 25%, а в 2004-м -- 21%.

В необходимости оппозиции чаще всего убеждены независимые предприниматели, руководители и управленцы, в целом мужчины, граждане моложе 25 лет, с высоким уровнем образования и доходов. Также в большей степени склоняются к тому, что оппозиционные силы нужны России, жители Москвы, Приволжского и Центрального федеральных округов, потенциальный электорат «Яблока» и «Союза правых сил» -- граждане, проголосовавшие бы на выборах в Госдуму по партийным спискам за эти партии.

Социологи «Левада-центра» также попросили россиян оценить нынешнюю ситуацию с оппозицией. На вопрос «Есть ли сейчас в России значительные оппозиционные партии, движения?» положительно ответили 30% респондентов. Любопытно, что число сторонников этой точки зрения практически не менялось на протяжении последних четырех лет. Отказывают России в сильных оппозиционных движениях и партиях 47% россиян. Эта цифра не изменилась с прошлого октября, а в 2002 году считающих, что в России нет влиятельной оппозиции, было 42%.

В существовании сейчас в России значительных оппозиционных партий и движений чаще других уверены специалисты. Также среди приверженцев этой точки зрения россияне в возрасте 25--55 лет, со средним образованием, низкими доходами, проживающие в Дальневосточном округе и сельских поселениях, на выборах проголосовавшие бы за КПРФ или «Единую Россию».

Социолог «Левада-центра» Олег Савельев в разговоре с корреспондентом «Времени новостей» объяснил такие результаты опроса усредненными данными любого социологического исследования: «Это срез массового сознания. В России, к сожалению, много малообразованных граждан и тех, кому не до политики. Треть россиян -- пожилые люди. Монополия государства на средства массовой информации также сильно влияет на сознание. Газет уже никто не читает, все смотрят телевидение, где часто процветает пропаганда. Честно говоря, я ожидал, что результаты будут еще хуже».

В то же время, по мнению социолога, «люди начинают понимать, что нужна конкуренция, что без нее не развивается ни политика, ни экономика». «Если нет конкуренции, власть окукливается, -- полагает г-н Савельев. -- У россиян создалось впечатление, что закон о монетизации льгот принимали люди, которые не в курсе, что жизнь пенсионера -- это поездки на общественном транспорте в поисках более дешевых продуктов. И что разница в ценах этой поездки в разных субъектах федерации достигает полутора раз». Социолог считает, что российская власть боится массовых выступлений, а граждане, кажется, стали это осознавать.

Правда, по мнению аналитиков, существует большая разница между пожеланиями граждан, чтобы в России развивались оппозиционные структуры, и готовностью эти структуры поддержать. Этим отчасти объясняются и результаты последних парламентских выборов, где большую поддержку получила прокремлевская «Единая Россия», а некоторые оппозиционные партии вообще не попали в парламент.

Дарья ГУСЕВА