|
|
N°198, 25 октября 2005 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Рыбные войны. Эпизод второй
Норвегия наносит ответный удар
У российского траулера «Электрон», отказавшегося подчиниться норвежским рыбинспекторам, появились последователи. В понедельник еще два российских рыболовецких судна -- траулер "Капитан Горбачев" и рефрижератор "Дмитрий Покрамович" -- ввязались в конфликт с кораблями береговой охраны Норвегии. Скандал случился в районе острова Медвежий, который расположен к югу от Шпицбергена, но юридически причисляется к этому архипелагу. Любопытно, что этот морской инцидент произошел как раз в тот день, когда в Калининграде начала работу российско-норвежская комиссия по рыболовству, которая должна решить спорные вопросы по использованию биоресурсов северных морей.
По версии российских рыбаков, конфликт начался с того, что 24 октября к рыболовецким судам, которые уже трое суток находились в районе острова Медвежий, подошел корабль береговой охраны «Нордкап». Скандинавские инспекторы проверили трюмы и судовые журналы и объявили, что траулер и рефрижератор арестованы. Причиной задержания стало то, что рыба перегружалась с «Капитана Горбачева» на «Дмитрия Покрамовича» без подачи официального уведомления: норвежский закон, оказывается, требует, чтобы рыбаки сообщали властям о перемещениях улова с судна на судно. После наложения ареста российским кораблям было приказано следовать в порт Тромсе. Однако рыбаки сочли, что это требование является «неправомерным», и встали на якорь, отказавшись подчиняться приказам инспекторов. Гендиректор государственного предприятия "Архангельский траловый флот" (владелец "Капитана Горбачева") Юрий Никулин заявил: «Наши суда никогда до этого не уведомляли норвежцев о начале разгрузки. Это их новоизобретение. Российские суда пользуются в этом районе точно такими же правами, как и норвежские".
Памятуя о случае с «Электроном», который попросту увез двух инспекторов в территориальные воды России, на этот раз на суда был высажен более солидный десант: только на «Дмитрии Покрамовиче» оказалось 13 норвежцев, в том числе 11 военных и 2 инспектора, что на судне расценили как «захват». Кроме того, на всякий случай к месту событий Норвегия направила дополнительные корабли береговой охраны. Впрочем, похоже, что ни капитаны, ни хозяева судов пока не собираются идти до конца по пути героического «Электрона» и устраивать шоу с бегством на родину. Наши силовые структуры тоже пока не готовы демонстрировать российский флаг в этом районе. Главком ВМФ адмирал Владимир Масорин и начштаба погрануправления ФСБ по Мурманской области Виктор Чекайло вчера заявляли, что указаний по направлению кораблей к месту событий не поступало. В результате вчера вечером вблизи Медвежьего происходила «стоячая забастовка»: траулер и рефрижератор не собирались трогаться с места, береговая охрана не применяла силу, а дипломатические структуры в Москве и Осло пытались как-то уладить миром эту вновь вспыхнувшую "рыбную войну".
В норвежский МИД вечером был вызван временный поверенный в делах России в этой стране Александр Гремитских. Ему должны были передать претензии по поводу поведения наших рыболовецких судов. Пресс-секретарь российского посольства Алексей Шадский отметил, что, по предварительным данным, «Капитан Горбачев» и «Дмитрий Покрамович» находились в территориальных водах Норвегии, что приведет к наложению штрафа, а суда будут отпущены под залог. Ссылаясь на слова вице-губернатора Шпицбергена, Шадский пояснил, что траулер и рефрижератор могут быть отпущены уже утром во вторник, если дадут гарантии выплаты штрафа (каковы должны быть эти гарантии, еще не было известно).
Однако вопрос о том, где именно происходило задержание, оставался спорным: так, вчера в «Росрыболовстве» отмечали, что траулер и рефрижератор могли находиться не в территориальных водах, а в «рыбоохранной зоне Шпицбергена». Российская сторона, как известно, не признает режим этой зоны, установленный норвежцами, что и является причиной регулярных конфликтов между нашими рыбаками и кораблями береговой охраны. И МИД России, как и можно было предположить, заявил вчера временному поверенному в делах Норвегии в Москве, что очередное задержание двух российских судов близ Шпицбергена не способствует здоровому климату в отношениях между двумя странами.
Пресловутый здоровый климат пытались вчера восстановить в Калининграде, где представители Москвы и Осло вели переговоры о рыбных квотах на 2006 год, той самой рыбоохранной зоне и судьбе траулера «Электрон». Главной «климатической» проблемой для России является то, что Норвегия самостоятельно, без консультаций с нашей страной устанавливает правила лова в акватории, прилегающей к Шпицбергену. Скандинавы же упирают на то, что необходимо установить барьеры на пути незаконного промысла, чтобы устранить угрозу рыбным ресурсам. Кроме того, стороны пока не сходятся в оценке законности орудий лова (так, «Электрон» пытались задержать за слишком мелкоячеистый, по мнению норвежцев, трал) и даже по-разному измеряют улов -- норвежцы в отличие от нас не включают в длину рыбины хвостовой плавник. И хотя на словах обе стороны надеются на совместную конструктивную работу, реальные события в районе спорной акватории пока напоминают «холодную войну», а участники конфликтов оперируют терминами «захват» (трактовка ареста судов российскими рыбаками) и «пираты» (так в норвежской прессе называли экипаж «Электрона»).
Владимир ДЗАГУТО