Время новостей
     N°198, 25 октября 2005 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  25.10.2005
Вагоновожатый
Михаил Фрадков попытается раскачать транспортное машиностроение
В поисках «локомотива экономики» премьер-министр Михаил Фрадков прибудет сегодня в Тверь. Предметом его внимания станет Тверской вагоностроительный завод. Здесь он и проведет совещание по проблемам конкурентоспособности российского транспортного машиностроения. Премьер созвал довольно широкий круг участников -- руководителей МЭРТ, Минпромэнерго, «Росимущества», ОАО "РЖД", "Трансмашхолдинга", а также представителей науки и частного бизнеса.

Тверской вагоностроительный завод (который, по сути, выбран в качестве показательного примера) не является ни аутсайдером, ни лидером в своей отрасли. По словам белодомовских экспертов, он оснащен современным оборудованием. За пять лет разработал 14 новых моделей вагонов. Ориентируется на разного потребителя, производя плацкарты с кондиционерами и пятикупейные вагоны класса VIP. На последние стоит очередь коммерческих фирм.

Со скоростными показателями завод вроде бы тоже справляется, достигнув уровня 200 км в час. А вот что касается объемов производства и новейших тормозных систем, тут тверянам особо похвастать нечем. Более того, им на пятки наступают украинцы и китайцы, которые готовы поставлять свои вагоны в страны Центральной Азии. Почему китайцы, покупавшие до последнего времени наши локомотивы и вагоны, догнали и готовы нас перегнать? При ответе на этот вопрос можно говорить о типичности ситуации на Тверском заводе для всей отрасли -- нет конкуренции.

Сегодня 42% акций Тверского вагоностроительного завода принадлежат «Росимуществу», 24% РЖД и 24% "Трансмашхолдингу". Последний является владельцем почти 90% российских предприятий в сфере транспортного машиностроения. То есть, иными словами, пока правительство и руководство бывшего МПС боролись за демонополизацию железных дорог в стране, сбоку выросла другая монополия. И все как-то ее пропустили, включая Федеральную антимонопольную службу. Теперь же предстоит возвращаться к конкуренции. И думать о том, как одновременно улучшать качество и наращивать объемы железнодорожных перевозок.

Участники совещания скорее всего будут обсуждать и такую проблему: на мировые рынки «скоростного движения» нынче в одиночку не пробиться. Говорят, даже руководство "Трансмашхолдинга" это понимает и пытается наладить связи с украинскими партнерами. Однако пока не отходя от собственного монопольного положения. Тут бы и вспомнить о зависшей сделке ОАО "РЖД" с компанией Simens. Профессионалы утверждают, что это была «уникальная политическая и экономическая возможность выйти в строительстве высокоскоростных поездов на совершенной иной уровень -- уровень будущих поколений». Теперь эта возможность под большим вопросом.

Вера КУЗНЕЦОВА