|
|
N°198, 25 октября 2005 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Порт приписок
Вся Россия хочет стать особой экономической зоной
Закон об особых экономических зонах, так называемых «точках роста» экономики, еще не начал работать. До 2 ноября проходит конкурс среди территорий, желающих разместить у себя зону. После этого начнется отбор инвесторов и создание инфраструктуры. От появления первой реально действующей зоны нас отделяет еще пара лет. Некоторые скептики вообще полагают, что этот механизм вообще может оказаться нежизнеспособным. Однако правительству уже недостаточно существующих вариантов. Пару месяцев назад было объявлено о создании нового типа зон -- туристско-рекреационных. Вчера же глава Федерального агентства по ОЭЗ Юрий Жданов заявил журналистам, что в течение месяца будут подготовлены поправки по еще одному типу особых зон -- портовых.
Впервые речь о возможности распространения особого экономического статуса на порты зашла две недели назад во время визита премьера Михаила Фрадкова в Мурманск. Заместитель министра экономического развития Виталий Савельев заявил тогда, что министерство готово подготовить такие поправки, если не будет возражать Минфин.
Пока идеи развития портов путем применения к ним схемы ОЭЗ существуют в самом общем виде. На получение статуса зоны могут претендовать любые порты -- морские, речные и даже аэропорты. Правда, Юрий Жданов не готов плодить такие зоны в больших количествах. «На первом этапе их будет не более пяти», -- подчеркнул он. Если поправки к закону будут оперативно написаны и единодушно одобрены всеми ведомствами, конкурс по отбору портов для особых экономических зон может состояться в мае-июне будущего года.
Желающих немало. Помимо западного побережья Кольского залива о своем желании преобразоваться в особые зоны уже заявили порт Восточный, недалеко от Находки, и порт Усть-Луга в Ленинградской области. При этом кандидатов не смущает даже то, что пока неизвестно, насколько весомой будет выгода от получения этого статуса. Как рассказал г-н Жданов, скорее всего зонам-портам предоставят таможенные льготы. А насчет налоговых еще не решено.
Каждая новая поправка все больше отдаляет закон от его первоначальной цели -- развития высокотехнологичных отраслей экономики. Изначально закон предусматривал создание двух типов -- промышленно-производственных, для производства товаров высокой переработки, и технико-внедренческих, по типу наукоградов. Особый режим работы, по замыслу авторов, должен был облегчить им существование, решая тем самым задачу диверсификации экономики. Однако порты явно относятся к самым традиционным отраслям экономики. К тому же остается неясным, по каким критериям одни порты получат особый статус, а другие будут работать по старому. Кроме того, многие порты находятся в двойном подчинении -- гражданском и военном.
Но главный вопрос -- кто следующий. Если правительство намерено и дальше с такой же щедростью раздавать статус особой экономической зоны, скоро его может получить половина страны. И тогда особые зоны просто перестанут быть особыми.
Вера СИТНИНА