|
|
N°198, 25 октября 2005 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Круг интересов
Казаки пытаются решить свои экономические проблемы с помощью политики
Очередной порцией оригинальных инициатив напомнили о себе на днях атаманы Всевеликого войска Донского. Сначала казачий генерал Виктор Водолацкий заявил о том, что казаки готовят референдум по объединению Ростовской и Волгоградской областей. А затем атаман Азовского юрта Сергей Сеник издал приказ, в котором обязал женатых казаков довести количество детей в семье минимум до пяти душ. Впрочем, ни казачкам, ни администрации президента по этому поводу беспокоиться пока не стоит.
Ранее атаманы уже выступали за возврат им 70% земель войска Донского, объединявшего до 1917 года территории Ростовской, Волгоградской, Воронежской областей и Украины. Потом требовали от казаков США вернуть вывезенные с Дона казачьи ценности. А еще просили федеральное правительство поделиться с казачеством золотым запасом России, поскольку когда-то атаман Багаевский, покидая страну, принципиально запретил вывозить с Дона войсковое золото и оно осело в закромах советской Родины.
Атаманы отлично знают, как поддержать интерес к своему движению, которое возродили на Дону 15 лет назад. Только-только началось в России укрупнение субъектов федерации, а казаки уже тут как тут. Причем заместитель войскового атамана по идеологии Владимир Воронин честно признается, что Волгоградскую область выбрали для слияния "как более или менее реалистичный вариант". Прежде казаки добросовестно и последовательно перебрали всех остальных соседей, включая Украину. "Нам сам Бог велел объединиться, как это было раньше, -- говорит полковник Воронин. -- А как это образование будет называться -- Донская область или Донской край, неважно".
Тем временем Волгоград, похоже, морально уже готов объединяться с Ростовом. По крайней мере донские казаки соответствующую почву готовят давно. Виктор Водолацкий, дослужившийся нынешней осенью до "Верховного атамана Союза казачьих войск России и Зарубежья", недавно наградил мэра Волгограда Евгения Ищенко юбилейной медалью "200 лет Новочеркасску". А в музее-панораме "Сталинградская битва" охотно празднуют знаменитое Азовское сидение казаков, когда предки донских атаманов в течение 40 дней и ночей обороняли город от турок.
Что касается совсем уж нереалистичного союза с Украиной, то и здесь казаки какую-то надежду народу оставляют, заявляя дипломатично: "Не всё сразу!"
Впрочем, не стоит представлять донских казаков исключительно как мечтателей о чем-то несбыточном. Представители альтернативного казачьего войска, так называемого нереестрового, утверждают, что их коллеги намеренно выступают с популярными в народе инициативами, чтобы иметь стабильную электоральную поддержку. Именно это и есть главный капитал войска, спрос на который высок во время любых выборов на Дону. Аналогичная история и с землей. Казаки на всякий случай требуют себе назад весь принадлежавший войску дореволюционный земельный надел. Представитель императорской фамилии Ольга Куликовская-Романова, видя исторические мучения казачества, обращается к советнику президента по вопросам казачества генералу Геннадию Трошеву с просьбой "снова сделать казаков хозяевами своей земли".
На этом фоне более знакомый с текущим российским землеустройством атаман Кубанского войска Громов выдвигает требование попрактичнее: бесплатно раздать казакам принадлежащую государству землю из так называемого фонда перераспределения, который есть в каждом субъекте федерации. "Если нам не вернут землю, мы станем подобны американским индейцам", -- живописует ужасающие перспективы кубанский батька. И вот уже казакам в некоторых российских регионах действительно дают часть государственных сельхозугодий, а вместе с ними и стабильный доход.
То же самое и с признанием казаков народом, который, по мнению атаманов, испытал на себе геноцид и теперь нуждается в полноценной реабилитации. Как видит себе эту реабилитацию войско, наглядно продемонстрировал атаман Мечетинского юрта Николай Задорожний. Он попытался через суд вернуть свое родовое поместье, национализированное советской властью еще в 1935 году. Суд отказал атаману в его имущественных притязаниях, сославшись на отсутствие закона о реституции, который позволял бы восстанавливать человека в прежнем правовом и имущественном положении. Однако казаки считают, что такую возможность им открывает закон о реабилитации жертв сталинских репрессий, где говорится о компенсациях за утраченное имущество.
При этом параллельно атаманы продолжают добиваться признания казачества народом, чтобы уже затем доказывать, что этот народ подвергся геноциду. А чтобы процесс шел успешнее, во время последней переписи населения донские атаманы агитировали всех регистрироваться казаками, независимо от национальностей и происхождения. Чем больше зарегистрированных переписью казаков, тем большего признания сможет добиться казачество от государства. Историки, по мнению донских атаманов, могут спорить бесконечно, в то время как "на самом деле казаки произошли от казаков".
Смысл этого похвального интернационализма особенно явственно проступает, когда послушаешь зарубежных казаков, которым нечего добиваться от государства и, наверное, потому сохранившим историческую чистоту своих рядов. Как-то атаман Сан-Франциско Виктор Мотленко даже жаловался "Времени новостей" по этому поводу: мол, вот православных эфиопов, к которым испытывает искреннюю симпатию, в ряды казаков принять не может, ибо "какой же из эфиопа казак, чай не славянин?"
Конечно, власти периодически пытаются поправить казачков. Скажем, мэр столицы донского казачества города Новочеркасска Анатолий Волков то и дело говорит об опасности и бессмысленности предъявления государству имущественных претензий в то время, как в России даже нет закона о реституции. И сожалеет, что некоторые горластые казаки в погоне за внешней атрибутикой оттолкнули от казачества интеллигенцию, которая не захотела облачаться в форму и таскать за собой нагайки.
"Когда-то советские власти умышленно понастроили в белогвардейском Новочеркасске много заводов, с тем чтобы "опролетарить" город, и вот теперь новое казачество действует по тому же сценарию", -- сетует Анатолий Волков. Правда, в среде казачества по этому поводу есть и другие мнения. Так председатель Казачьего международного союза Леонид Новиков заявляет, что сегодня в ученом совете его организации 200 казаков-академиков, 627 докторов и 4809 кандидатов наук. И хотя столько ученых в казачьих мундирах замечены не были даже в царской России, г-н Новиков утверждает, что сейчас в России есть несколько успешных компаний, запущенных под эгидой казачества. Да еще готовится сразу несколько казачьих инвестиционных проектов, которые обещают поддержать состоятельные западноевропейские и заокеанские казаки. То есть объективно надежда возродить казачество без реабилитации, реституции и компенсаций, пусть и слабая, все же сохраняется.
Лариса НИКИТИНА, Ростов-на-Дону