Время новостей
     N°198, 25 октября 2005 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  25.10.2005
ГАП, ГУП, ПИ и Кикутаке
Фестиваль «Зодчество» №13 раздал награды
Проводящийся Союзом архитекторов России под покровительством всех ветвей власти (и администрации президента РФ и правительства Москвы) международный фестиваль «Зодчество» восхищает своим каталогом. Это высокий трэш: объект, в котором нет и намека на единый дизайнерский модуль, -- так издаются журнал «Товары и цены» и бюллетени в поддержку баллотирующихся на региональные выборы чиновников. Каждый разворот оригинален: на чернильно-синем фоне с красными плашками и изумрудными полосками может быть представлена деятельность какого-нибудь проектного ГУП МО (государственного унитарного предприятия Московской области), а через страницу -- на возбуждающем зеленом -- шедевры чьей-нибудь ООО мастерской. Какие-то ПИ (проектные институты) не могут обойтись без фотографий всех своих сотрудников, и их страницы напоминают заводские доски почета недавнего прошлого. А в иных случаях проектная организация ограничивается фотофиксацией постройки (проекта) и маленьким фото ГАП -- главного архитектора.

Каталог оказывается честен -- также бескомпромиссно весело оформлена сама главная выставка фестиваля, что открылась в ЦВЗ «Манеж». Регионы России выставили стенды с проектами на том же синюшном фоне, украсили их портретами губернаторов и мэров, дополнили текстами «сердечных приветствий». В отдельном проходе -- стенды фирм, торгующих стройматериалами. Планшеты с материалами произведений, отобранных как лучшие за период 2003--2005 годов, отмечены какими-то написанными от руки номерами на мятых клейких канцелярских листочках. Почему-то главным гостем тринадцатого фестиваля оказалась программа «Архитектура Колумбии».

И вот, плутая среди всего этого, пытаешься формулировать тенденции процесса. Безрадостный вывод таков: атака элитных многоэтажек на Москву и крупные города России будет массированной и безжалостной. Эти «дети кукурузы» потопчутся во всех районах, и панорама городов будет создаваться уже ими. Другая тенденция: ставшее доступным информационное пространство активно корректирует процесс отечественного формотворчества. На модные тренды отечественная школа пытается всемерно отзываться. Так, после Венецианской архитектурной биеннале, поднявшей на щит бионику и деконструкцию, стенды многих архитектурных бюро украшены проектами под Хадид, Айзенмана, студии Химмельблау и Гримшо. Но если опусы мэтров убеждают хотя бы как декорации к многобюджетным голливудским фильмам, то наши «ленты Мебиуса» встраиваются в визуальный ряд фильмов Киностудии имени Горького про «Гостью из будущего» в районе Северное Бутово.

Интересных событий фестиваля -- два. Первое -- приезд звезды японской архитектуры Кионоре Кикутаке. Второе -- презентация нового журнала АRХ, главным героем которого и стал Кикутаке. Кикутаке проектирует без малого полвека в придуманном им самим стиле «метаболизм». Этот стиль стал провозвестником модной теперь бионики и основан на идее о том, что здание живет по законам природного организма и всегда способно к соответствующим времени изменениям. В романтическую эпоху 60-х с ее фетишем научной фантастики и психоделических практик идеи Кикутаке об архитектуре космических колоний и технологий, контролирующих экологический баланс Земли, ввергали всех в экзальтацию. Сегодня визит патриарха -- хороший повод российскому архитектурному сообществу показать свою мудрость и отнестись к идеям Кикутаке с должным уровнем рефлексии. Без фанатизма. Все-таки дома-трансформеры, как и ходячие замки, хороши в мультфильмах Миядзаки и в культурном «тексте» самой Японии. В России другая жизнь, другой пространственный образ и иное представление о жилище. Вряд ли мы поддержим слова Кикутаке, которыми он комментирует манифест метаболизма -- придуманный в 1958 году саморегулирующийся (без мебели, отопления, кондиционирования) «Дом одной комнаты»: «Японцы обычно спят на полу, а утром комната превращается в гостиную. Поэтому футон и противомоскитная сетка -- это все, что нужно для сна в Токио. Я уже предложил супруге спать именно так -- она не против. Теперь благодаря этим изменениям у нас будет просторнее». Свои идеи о подвижных домах, бегущих имиджа темниц, Кикутаке надеется реализовать в Уфе.

Визит Кионоре Кикутаке спродюсирован сотрудниками нового журнала АRХ (главный редактор -- молодой архитектурный критик Петр Кудрявцев, издатель -- ЗАО «Билдинг Медиа»). Первый номер понравился. Главные разделы -- скрупулезнейшее и профессиональное представление лучших новых зданий планеты, аналитические обзоры современных технологий строительства, «прямая речь» ведущих архитекторов мира -- того же Кикутаке. Они дают шанс надеяться, что АRХ не станет повторением многоуважаемых отечественных журналов об архитектуре, а займет свою нишу, предложит свою модель диалога -- более жесткую и прагматичную, но и дисциплинированную, чуткую к профессиональным дефинициям, стало быть, убедительную.

Вчера объявили и итоги конкурса «Зодчество». Приятной неожиданностью и даже сенсацией стало решение большого жюри (под председательством президента Союза архитекторов России Юрия Гнедовского) присудить главный приз фестиваля «Хрустальный Дедал» не реконструированному Манежу, чего многие ожидали, а альтернативному для официального московского стиля зданию Государственного центра современного искусства на Зоологической улице (авторы проекта Михаил Хазанов, Никита Шангин, директор ГЦСИ Михаил Миндлин и др.). Диплом средств массовой информации критики единодушно предложили отдать отличному архитектору Тотану Кузембаеву, сделавшему мини-гостиницы пансионата «Клязьма». Для него авангардное наследие не мода, а абсолютно современный метод пространственного мышления.

Среди других наград хочется отметить «Золотой диплом за печатные издания», которым наградили книгу «Алексей Душкин», изданную к столетию автора лучших станций Московского метрополитена авторским коллективом под руководством дочери архитектора Натальи Душкиной.

Сергей ХАЧАТУРОВ
//  читайте тему  //  Выставки