|
|
N°158, 31 августа 2001 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Каспийская кладовая
Ключи от нее нужны всем
Международный газовый союз предсказывает: после 2005 года из-за спада добычи в Центральной и Западной Европе Старый Свет окажется почти в полной зависимости от внешних источников газа. По расчетам экспертов, к 2030 году за счет импорта будет покрываться почти 70% потребностей ЕС. Спрос на газ будет расти и в бурно развивающейся Юго-Восточной Азии, более всего -- в Китае и Японии.
В преддверии газового бума производители готовятся объединить усилия, чтобы вместе выступить на переговорах с потребителями, добивающимися снижения цены. Не случайно в мае этого года 11 газодобывающих государств, обладающих 2/3 мировых запасов газа (Катар, Иран, Бруней, Нигерия, Алжир, Индонезия, Норвегия, Малайзия, Россия, Туркмения и Оман), собрались на встречу в Тегеране, которую сразу окрестили «клубом газового ОПЕК». И хотя до нефтяного картеля, который диктует условия Старому и Новому Свету, воздействуя и на большую политику, и на темпы экономического развития, новому неформальному «клубу» еще очень далеко, очевидно, что его члены будут двигаться к большему взаимодействию.
Из стран Каспийского региона, который многие считают кладовой углеводородов XXI века (на рубеже его оказалось, что на постсоветском пространстве вообще природного газа значительно больше, чем нефти), на тегеранской встрече присутствовали три -- Россия, Туркмения и сам Иран. Азербайджан и Казахстан в «клуб» пока не приняты -- там еще не началась полномасштабная промышленная добыча. Но планы и у Астаны, и у Баку весьма обширные. Так, в 2015 году Казахстан планирует добывать 52 млрд кубометров газа в год. Азербайджан заявил о газовых ресурсах в объеме 6--8 трлн кубометров -- только месторождение «Шах-Дениз» располагает подтвержденными запасами в объеме одного триллиона.
Россия, имеющая 40% мировых запасов газа, надеется с помощью проекта «Голубой поток» насытить турецкий рынок, крупнейший в регионе, наращивая в будущем и экспорт газа в Европу. Главное преимущество России перед конкурентами -- наличие мощной газотранспортной системы для доставки своей продукции как в страны СНГ, так и в Европу. У других стран возможности для этого весьма ограниченны, а прокладка газопроводов -- дело долгое и дорогое. Азербайджан только-только собирается построить газопровод Баку--Тбилиси--Эрзерум для доставки газа с месторождения «Шах-Дениз» в Турцию. Экспорт туркменского газа (а Туркмения сейчас крупнейший каспийский экспортер) полностью зависит от российских газовых коммуникаций и не дает полной прибыли, так как только половина импортируемого партнерами по СНГ газа оплачивается твердой валютой, остальное -- бартером. Проект же строительства не зависящего от России Транскаспийского газопровода, обсуждавшийся в середине 90-х, практически похоронен из-за амбиций туркменского руководства, цену которым Ашхабад, похоже, начинает осознавать только сегодня.
Туркмении приходится сейчас кооперироваться с Ираном и экспортировать часть добываемого газа туда. С момента ввода в эксплуатацию в 1997 году ирано-туркменского газопровода Корпедже--Курткуи в Иран прокачено 9 млрд кубометров. Иран сам претендует на то, чтобы стать региональным лидером по экспорту газа. Основной удар Тегеран направил в сторону Турции в надежде проникнуть через нее на рынок Европы. Как полагают эксперты, со стороны Ирана это было несколько опрометчиво -- Анкара связана военными и политическими узами с Вашингтоном, который не оставляет попытки добиться блокады Тегерана. В результате Иран готов хоть завтра начать реализацию контракта с Турцией, который был подписан в 1996 году турецким премьером-исламистом Эрбаканом. Однако Анкара всячески тормозит начало импорта иранского газа, причем неустойка в 200 млн долл. за срыв начала закупок ее не пугает.
Конкуренция за рынки сбыта природного газа обостряется -- этот очевидный факт определяет ныне взаимоотношения каспийских стран. В Азербайджане и Казахстане всерьез подумывают о реализации «запасного проекта» использования природного газа. Так, Астана планирует уже в 2005 году использовать более 20 млрд кубометров попутного газа для производства электроэнергии. В Азербайджане разработан проект строительства 7--10 теплоэлектростанций на газовом топливе. Разработчики проекта исходят из того, что электроэнергия будет иметь всевозрастающий спрос без серьезных колебаний в цене. А производство электричества подвержено меньшему риску, чем добыча углеводородов и их экспорт на большие расстояния.
Ариф Усейнов, Баку