|
|
N°197, 24 октября 2005 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
20 лет спустя
ABBA признана лучшим участником «Евровидения» за полвека
Старая шутка гласит, что на любом конкурсе «Евровидение» любого года будет только один победитель: ABBA. В субботу эта шутка перестала быть достоянием зубоскалов, скептиков и снобов, а получила вполне официальный статус. Причем из рук народа -- самых что ни на есть обывателей, которые выбрали песню Waterloo этого шведского квартета лучшей за полувековую историю музыкального «Евровидения». С этой песней в 1974 году ABBA, тогда еще начинающая поп-группа, выиграла конкурс.
Что ни говори, результат этот предсказуем, хотя в антураже «Евровидения» ABBA теперь смотрятся очень странно. В отличие от остальных участников конкурсов всех лет и подавляющего большинства современников, четверо участников ABBA стали настоящими классиками, и их творчество уже не воспринимается в контексте диско-музыки 70--80-х. По песням лидеров группы Бьорна Ульвеуса и Бенни Андерсона поставлен мюзикл, их творения до сих пор перепевают и переигрывают многие музыканты, в том числе и разборчивые джазмены. Кстати сказать, ни один из участников легендарного коллектива не посетил церемонию полувекового юбилея «Евровидения», прошедшую в субботу в Копенгагене. Ульвеуса и Андерсона, а также вокалисток группы Агнету Фельцког и Ани-Фрид только показывали на огромном экране над сценой. Участники группы, распавшейся в начале 80-х окончательно и бесповоротно, объединяться не собираются и даже своим музыкальным делом занимаются достаточно спорадически. Например, Агнета Фельцког в прошлом году наконец-то выпустила новый сольный альбом, над которым билась чуть ли не полтора десятка лет.
Несмотря на уязвимость художественного уровня конкурса (большинство участников «спевают» номера в нафталинно-эстрадном духе с горчинкой в голосе и пышном оркестром на припеве), каждый год к экранам телевизора приникают миллионы европейских жителей. Причем не только бабушек, обсуждающих наряды девочек и мальчиков на сцене, но и критиков, счастливых потом оторваться на безответном зрелище и позлословить в адрес своих амбициозных соотечественников. Говоря о популярности «Евровидения», стоит помнить, что этот телеконкурс задумывался не как выставка лучших достижений попсовой индустрии, а как общеевропейское телешоу, которое должно было способствовать укреплению дружбы и взаимопонимания народов в послевоенной Европе. Глядя на нынешнюю объединившуюся Европу, затея 1955 года представляется не такой уж бредовой. А идея сделать именно музыкальное состязание -- оно поначалу должно было называться «Европейский Гран-при» -- была позаимствована у знаменитого фестиваля в Сан-Ремо. Первый конкурс прошел в 1956 году в швейцарском Лугано, на него приехало всего семь участников.
История «Евровидения» помимо прочего еще и своеобразная история «прекрасных неудачников». Те артисты, которые были близки к победе, но «пролетели», в итоге чаще получают славу-деньги, чем победители, чья карьера подчас этим выигрышем и заканчивается. Британец Клифф Ричард, до сих пор на родине почитаемый как лучший певец всех времен, в 1968 году получил всего лишь второе место (прямо как Алсу, извините за сравнение). Греческий данс-дуэт Antik в свое время не получил призового места, зато в этом году первое место взяла сольная песня вокалистки этой группы Хелены Папризу. Получившие некогда третье место латыши Brainstorm по крайней мере теперь регулярно приглашаются для «разогрева» знаменитыми группами в европейских турне (в прошлом году, кстати, Brainstorm открывали европейские концерты американской группы R.E.M.). За полвека из настоящих мировых знаменитостей в конкурсе принимало участие всего несколько звезд: канадка Селин Дион (от Швейцарии), «Тату» и даже легенда шансона француженка Франсуаза Арди (от Монако).
Александр БЕЛЯЕВ