|
|
N°197, 24 октября 2005 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Василий РОЧЕВ: Глупо иметь узкую специализацию
Первым этапом Кубка мира в Дюссельдорфе под проливным дождем и в окружении зеленых деревьев по обеим сторонам искусственной трассы стартовал сезон у лыжников. Среди тех, кто вышел на старт в Германии, был и россиянин Василий РОЧЕВ, один из героев прошлогоднего чемпионата мира в немецком Оберстдорфе. Корреспондент «Времени новостей» Ольга ЕРМОЛИНА связалась по телефону со спортсменом и побеседовала о планах на предстоящий сезон.
-- Василий, поскольку начавшийся сезон олимпийский, какие изменения были внесены в предсезонную подготовку?
-- Кардинальных отличий не было, хотя, безусловно, тренировки были существенно откорректированы. Во-первых, увеличились объемы, будь то беговые или лыжероллерные. Во-вторых, проделана специальная техническая работа. В этом году подготовка началась несколько позже обычного. В мае мы отправились на общеоздоровительный сбор в Турцию. В июне и июле тренировались на базе в Острове, в августе в Эстонии, в сентябре в Болгарии.
Болгария была выбрана не случайно. Отличное место. Высота 2000 м над уровнем моря. Высокое среднегорье, но не высокогорье. Не знаю, есть ли еще где в Европе нечто подобное. К тому же относительно дешево и все есть: и беговые дорожки, и лыжероллерные круги, все необходимое для летней подготовки. Цахкадзор в этом смысле Болгарии не конкурент, поскольку там можно тренироваться только с появлением снега. Условий для летней подготовки в Армении нет.
-- Недавно руководители Федерации лыжных гонок России озвучили медальный олимпийский план: три «золота» и по два «серебра» и «бронзы». С учетом результатов выступления на чемпионате мира в числе кандидатов на награды, естественно, фигурируете и вы.
-- «Бронзу» беру на себя. Шучу, конечно. Знаете, я никогда заранее ничего не загадываю. Это чиновникам надо планы составлять. А если бы они спросили мнение спортсменов, то никто, даже трижды выдающийся, о медалях в будущем времени говорить бы не стал. Да и как можно, сезон только начался. Все будут прикидывать, пробовать, изучать соперников. Подобные прикидки смахивают на игру в тотализатор. Наверное, есть азартные люди, которые стараются все просчитать и предугадать загодя, но я не из их числа.
-- И все-таки вы, наверное, лучше, чем кто бы то ни было, знаете себя. И наверняка прикидываете, на какой дистанции способны выстрелить на Играх в Турине?
-- На 15 км классикой, в спринте, спринтерской эстафете и эстафете классической. Но вы же понимаете, что результаты командных гонок будут зависеть не от одного меня.
-- Вы уже опробовали олимпийскую трассу?
-- Да. По сложности ее можно сравнить с трассой в Оберстдорфе. Такая же трудная, с ужасными перепадами высоты в 1--1,5 км. Но рельеф местности в Италии даже посложнее, поскольку все намотано на горном склоне.
-- В Турине дистанции классическим стилем будут соседствовать с гонками коньковым ходом. Не создаст ли это дополнительных сложностей?
-- В современных лыжах нет ярко выраженных лидеров, как, например, норвежец Бьорн Дели. Он бегал все. Сейчас же практически у всех лыжников из тех, кто на виду, свои коронки. Я тяготею к классике, предпочитаю «пятнашку», нравятся спринтерские гонки. Вывод один: надо больше бегать, развивать свои способности.
-- Накануне первого этапа Кубка мира Международная лыжная федерация (ФИС) утвердила ряд нововведений, в частности, стартовые ворота в спринтерских гонках. Ваше отношение к ним?
-- Ничего определенного сказать не могу. Та информация, которая дошла до нас, спортсменов, далеко не полная. Я знаю, например, что в Дюссельдорфе этих ворот не будет. На каком этапе они появятся и будут ли на Олимпиаде, мне неизвестно. В этом смысле я лично испытываю информационный голод. Да и не только я. Алексей Прокуроров, который ездил на конференцию в Швейцарию, кое о чем доложил нам, но обстоятельного разговора не получилось. Лучше бы отправили меня. Я бы хоть подробно все законспектировал. А то мы узнаем обо всех изменениях либо в последний момент, либо вообще после гонки, когда кого-то из наших дисквалифицируют.
Что касается этих пресловутых ворот, то внешне старт лыжников будет напоминать начало скачек у лошадей. Но мы же не лошади, а люди. Кстати, в Швеции уже года два проводились подобные эксперименты с воротами. Я тоже участвовал. Пока не могу сказать ничего определенного ни за, ни против. Разве что фальстартов они позволят избежать. Приноровимся. Мы, спринтеры, сильные ребята, быстро перестраиваемся и приспосабливаемся ко всему. Хотя, с другой стороны, все равно итог гонки будет решаться на последних метрах. И тогда зачем эти ворота вообще нужны? Только лишняя головная боль организаторам, которым надо думать, как эти самые ворота в мерзлую землю вкопать.
-- Ваше мнение по поводу лыжных многодневок. Приличные призовые суммы наверняка привлекут многих спортсменов к участию в таких турнирах. Насколько реально спринтерам переквалифицироваться в марафонцев?
-- Пока все разговоры о лыжных многодневках носят теоретический характер. Практически никто не знает, что это и с чем едят. А может, эти гонки и не будут интересны ни болельщикам, ни телевизионщикам? В любом случае, хоть я и говорил, что тяготею к спринту, попробовать стоит. Да и потом ярко выраженных спринтеров в нашей команде как не было, так и нет. Для этого нужны свои тренеры, особая система тренировок, свои сервис-группы, как у скандинавов. Но опять же сейчас все прекрасно понимают, что делать ставку на узкую специализацию не имеет смысла. Я бы сказал, просто глупо. В лыжах надо быть универсалом, потому все и пробуют силы во всем. И правильно делают. Даже если не получается, надо бегать.
Во всей этой затее с многодневками меня беспокоит другое. Спортсмены спортсменами, но основная тяжесть ляжет на плечи обслуживающего персонала -- тех же тренеров, массажистов, в конце концов, водителей автобусов. Ведь чуть ли не через день предстоит переезжать с места на место. А у нас всего пара автобусов, значит, возникнут проблемы с транспортом. Сервис-групп, как у ведущих лыжных стран, тоже нет. Вот и получается, что практически мы к этим турнирам не готовы. Хотя, наверное, не только мы.
-- На первом этапе Кубка мира лыжники выступали на искусственном снегу...
-- Понял ваш вопрос. А в Европе практически все лыжные трассы искусственные. И в Оберстдорфе поверх обычного лежала подушка из искусственного снега метровой толщины. На Олимпиаде в Солт-Лейк-Сити была та же картина. Визуально искусственный снег ничем не отличается от настоящего. Разве что на вкус. Могу сказать, что бегать по нему даже легче, поскольку он «быстрее».
-- Первый старт на Кубке мира для вас обернулся неудачей, не попали в полуфинал личных соревнований. В каких еще этапах планируете участвовать?
-- Я редко начинаю сезон с победы, а планы будут зависеть от самочувствия и результатов. Так что решения будем принимать после каждого конкретного турнира. Пока думаю участвовать во всех этапах Кубка мира, кроме канадского, который под вопросом. Ну и во всех российских отборочных состязаниях.
-- В Дюссельдорф поехали сразу трое Рочевых. Присутствие брата и сестры помогало?
-- Не знаю, кому как, но мне психологически легче выступать, когда родные рядом. Хотя, конечно, переживаешь за них.
-- А папа -- олимпийский чемпион в лыжных гонках -- не поехал поболеть за ваше трио?
-- Нет. Он отошел от этой суеты. Вы даже не представляете, насколько тяжело работать на таких турнирах, в такой обстановке тренерам, смазчикам и всем, кто помогает нам. Сколько тратится нервной энергии и сил. Так что отцу лучше издалека наблюдать за происходящим. Пусть воспитывает внучку. Работы ему и дома хватит.
Беседовала Ольга ЕРМОЛИНА