Время новостей
     N°197, 24 октября 2005 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  24.10.2005
Реформаторы вместо реформ
МВФ проанализировал российскую экономику
Непоследовательность в проведении экономических реформ во второй половине 1990-х годов, как правило, объясняли отсутствием политической воли у российских властей. На шестом году правления Владимира Путина круг замкнулся. Эксперты Международного валютного фонда, подготовившие очередной доклад о состоянии российской экономики, полагают: все реформы кроме банковской замедлились или стоят именно по причине нерешительности властей и отсутствии у них стратегии действий.

Доклад был опубликован в минувшую пятницу, а готовился несколько месяцев. Последние консультации экспертов с российскими чиновниками проходили в начале июня, когда Минфин только подготовил первые наметки бюджета 2006 года. Тогда уже было понятно, что правительство в очередной раз увеличит расходные статьи. Дума, как известно, на днях утвердила бюджет во втором чтении. Уровень непроцентных расходов в ВВП по сравнению с 15,6% в этом году вырастет до 16,7%. Иллюстрируя зависимость казны от стоимости нефти, эксперты фонда приводят такой расчет: уровень цены на нефть, при котором федеральный бюджет будет сбалансирован, вырастает с 22 долл. за баррель в 2004 году до как минимум 31 долл. в 2006 году.

Проблема, как потратить нефтяные доходы, с каждым годом становится все серьезнее и сейчас окончательно вышла на первый план. «Нефтяное богатство России создает уникальные возможности для ускоренной модернизации, если использовать его в поддержку реформ, в том числе налоговых, и инвестиций, призванных повысить темпы роста потенциального ВВП», -- подчеркивают эксперты фонда. Однако анализируя действия властей убеждаются, что речи не идет не только об ускоренной модернизации, но и вообще о практических шагах по стимулированию роста ВВП и инвестиций. «В лучшем случае это будет означать упущенную возможность, в худшем -- заставит проводить глубокое ужесточение бюджетной политики», -- прогнозируют эксперты. Иными словами, либо стагнация, либо бюджетный кризис. Понятно, что второй вариант скорее из области фантастики, но и сценарий стагнации не хотелось бы считать «лучшим». «Это указывает на необходимость комплексного плана среднесрочных налогово-бюджетных и структурных преобразований, в котором бы решился вопрос о том, как расходовать нефтяное богатство России», -- заключают авторы доклада.

Оценив стоимость ключевых структурных реформ (госслужбы, ЖКХ, пенсионной, здравоохранения и образования), сотрудники МВФ приходят к выводу, что они вполне по карману российскому бюджету: «Наличие богатых природных ресурсов позволяет проводить дорогостоящие структурные реформы при условии, что доходы (или расходы) ненефтяных секторов в некоторой степени компенсируют тенденцию снижения доходов от нефти относительно ВВП».

Интересны замечания экспертов фонда о беседах с российскими чиновниками: «Все основные реформаторы в правительстве согласились с мнением персонала (т.е. сотрудников МВФ. -- Ред.), что реформы остановились и что дело ЮКОСа нанесло ущерб инвестиционному климату. Они также согласились, что в этом вопросе наблюдается самоуспокоенность, вызванная высокими ценами на нефть. Представители Кремля, однако, настаивали на том, что задержки в проведении реформ обусловлены административными препятствиями, которые вскоре будут преодолены». Легко предположить, что под «основными реформаторами в правительстве» подразумеваются Александр Жуков, Герман Греф, Алексей Кудрин и Андрей Шаронов, а под «представителями Кремля» -- Игорь Шувалов и Аркадий Дворкович.

Эксперты МВФ не комментируют парадокс -- реформаторы в правительстве существуют, а реформы стоят. Но в связи с монетизацией льгот отмечают: «Высшие официальные лица подчеркнули, что обеспокоенность социальными последствиями реформ сейчас приобрела больший вес для политического руководства».

Точно так же политической поддержки не хватает для сохранения сдержанной налогово-бюджетной политики. До сих пор именно постепенное повышение налогообложения и изъятие доходов от нефти в стабфонд были условиями устойчивого экономического роста. «Вызывает обеспокоенность тот факт, что эта политика начинает ослабляться в условиях, когда замедляется рост инвестиций и проявляются ресурсные ограничения» -- таков один из главных выводов доклада.

Было бы неверным считать, что МВФ осуждает российские власти за наращивание расходов, в том числе социальных. Из доклада явственно следует, что сотрудники фонда констатируют бездействие властей: «Самоуспокоенность, обусловленная высокими ценами на нефть и сопутствующим высоким экономическим ростом, является основной причиной видимого отсутствия срочности в подходе к структурным реформам». Поэтому, предостерегают эксперты фонда, даже при высоких ценах на нефть Россия может оказаться не в состоянии демонстрировать высокие темпы экономического роста. Что любопытно, первостепенное значение они придают не реформам социального блока, а тем, что «обещают способствовать улучшению инвестиционного климата» -- административной реформе, реформам госслужбы и естественных монополий. Правительство, как известно, выбрало другой путь. Оно, по выражению премьер-министра Михаила Фрадкова, занято тем, что «щупает» экономику на предмет поиска точек роста...

Андрей ДЕНИСОВ