Время новостей
     N°158, 31 августа 2001 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  31.08.2001
В Генштабе сменился «пост №1»
Новый главный «военный планировщик» предчувствует большую войну
В высшем эшелоне военного руководства продолжаются знаковые перестановки: в четверг стало известно о назначении Александра Рукшина на должность начальника главного оперативного управления (ГОУ) Генерального штаба. Являющееся «мозговым центром» Генштаба ГОУ, по сути, отвечает за все военное планирование в национальных вооруженных силах. И, соответственно, личность начальника этого управления (недаром по традиции он одновременно является еще и первым замом начальника Генштаба) в значительной степени определяет то, какие именно планы операций Минобороны будет направлять на утверждение президенту. По образному определению самих военных, «начать войну могут два человека -- солдат в окопе на передовой или начальник ГОУ за столом в своем кабинете».

Назначение на должность генерал-лейтенанта Рукшина произошло достаточно рутинно. После прошлогодних публичных разборок между руководством Минобороны и Генштаба Кремль жестко потребовал от военных «вести себя тихо». Обещание снимать с «бунтарей» погоны за «неуставную активность», похоже, подействовало на генералитет отрезвляюще. Впрочем, нынешняя замена начальника ГОУ и не давала особых поводов для интриг. Возглавлявший его прежде генерал-полковник Юрий Балуевский сохранил за собой должность первого замначальника Генерального штаба. По информации военных источников газеты «Время новостей», руководство Минобороны осталось довольно итогами консультаций по ПРО, проведенных в августе в Вашингтоне российской делегацией, возглавляемой генералом Балуевским. Ему поручено и впредь заниматься в Генштабе этой тематикой. В связи с чем Александр Рукшин, являвшийся последние несколько лет заместителем начальника ГОУ, по словам военных кадровиков, «лишь передвинулся на одну клеточку вверх». Впрочем, обстоятельства того, как именно генерал Рукшин занял «пост №1» в российском Генштабе, играют далеко не самую главную роль, куда важнее то, каким путем поведет российскую армию ее новый «главный планировщик».

Участок работы, доверенный г-ну Рукшину, не предполагает какой-либо публичности, что в принципе и понятно -- большинство документов, проходящих через его руки, имеют высшие грифы секретности. Однако некоторое представление о взглядах нового начальника ГОУ дает его несекретное выступление на проходившей в июне в Минобороны военно-исторической конференции «60-летие начала Великой Отечественной войны: уроки и выводы по предотвращению войн и поддержанию в должной готовности вооруженных сил в современных условиях». В конечном счете именно от того, как генерал Рукшин планирует «предотвращать войны» в своей нынешней должности, во многом зависят и наши взаимоотношения с окружающим миром. А, судя по всему, у нового начальника ГОУ довольно мрачный, где-то даже апокалиптический взгляд на складывающуюся международную ситуацию. По его мнению, аналогия с концом 30-х годов абсолютно очевидна. С той лишь разницей, что прямая угроза для России исходит не столько от Германии как таковой, сколько от ее союзников: «в последние годы нельзя не заметить появившуюся зависимость между ростом экономического и военного могущества стран НАТО во главе с США и нарастанием тенденций силовых способов решения конфликтов с их участием». Генерал Рукшин заявил: «Оценивая состояние вооруженных сил по результатам контртеррористической операции в Чечне, мы, как и после финской кампании 1939 года, констатируем их слабость и относительную готовность войск только на стратегическом уровне сдерживания. И, наконец, как и в предвоенный период, вновь полыхает огонь войны на Балканах -- традиционной «колыбели войн» в Европе».

Юрий ГОЛОТЮК