|
|
N°158, 31 августа 2001 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
«Церковь сегодня существует в мире без границ»
Архиепископ Харьковский и Полтавский Игорь (Исиченко), управляющий делами Украинской автокефальной православной церкви.УАПЦ находилась под запретом в 1944 – 1990 и в 1992 – 1995 годах. Сегодня главой УАПЦ, имеющей на Украине более 500 приходов, является постоянно живущий в США митрополит Константин.
-- В чем ваше отличие от других православных церквей?
-- Украинская автокефальная православная церковь была вынуждена оставить Украину с наступлением Красной армии в 1944 году и продолжила свое служение в странах свободного мира -- в США, Франции, Германии, Южной Америке, Австралии. Пребывание в диаспоре придало автокефальной церкви многие черты, очень важные для современности, -- умение уважительно относиться к личности человека, умение вести открытый диалог с другими церквями. Это подразумевает отказ от политики государственного протекционизма, освоение нового языка проповеди.
-- Вы призываете к осовремениванию церкви?
-- Конец XX века неожиданно продемонстрировал нам возрастание как православного, так и католического и протестантского фундаментализма. Кажется, что опять будет восстановлена старая, средневековая модель церковно-государственных отношений. Анализ показывает, что это не более чем анахронизм. Самое главное для нас сегодня -- не бояться современного мира, не загонять себя в добровольные катакомбы. Мы не будем модернистами, если попытаемся вести разговоры со своими прихожанами через веб-страницы наших приходов, а не только с амвона, когда нам покорно внимают люди, неспособные задать вопрос или как-то резко отозваться в ответ на нашу глупость или недостаточную аргументированность.
-- Кажется, это сближает вас с позицией Ватикана?
-- Недостаточная энергичность православия, бегство от современности как раз и формируют почву для католического прозелитизма. Мы, церковные люди, не должны забывать, что самое современное учреждение в мире -- это церковь, ведь она одна постоянно ведет нас в будущее и учит думать о будущем, а не о прошлом.
-- Есть ли реальная потребность в объединении с Киевским патриархатом?
-- Наша церковь очень осторожно относится к идее объединения с Киевским патриархатом. Мы все время подчеркиваем, что объединение двух церквей, еще не признанных канонически, не приблизит нас ни на шаг к решению проблем на Украине, сорвет диалог с Московским патриархатом и приведет к оттоку части верующих.
-- Для чего же вы тогда объединяетесь?
-- Церковные каноны действительно требуют, чтобы на территории одного государства была одна поместная церковь. Сегодня, думая о перспективе православия, мы обязаны говорить о совместных трудах по созданию единой православной церкви на Украине. Канонически признанной другими церквями, объединяющей по возможности большее число верующих. Мы переходим к миру без границ. Думаю, что в этом наше будущее, а не только в узконациональном измерении. Каноническое признание, объединение -- это не конечные цели для церкви. Это только средства для более полного осуществления ее призвания в этом мире.
-- А в завещании одного из патриархов УАПЦ Димитрия говорится, что надо добиваться канонического объединения с Вселенским патриархатом, а не с Москвой.
-- Настороженное отношение к российскому православию части украинцев порождено не политическими мотивами, а боязнью привнесения политики в церковь. Сегодня для украинцев российская церковь -- это церковь Священного синода, церковь Иосифа Сталина. Сегодня РПЦ на Украине занимается в очень многих случаях пропагандой монархизма, восстановления Советского Союза, поддержкой коммунистов на выборах. Естественно, что эти болезненные проявления ложно понятого русского патриотизма в отдельных приходах. Но надо разбивать этот стереотип, а не доказывать, что украинское православие -- это попытка сепаратистов оторвать часть православных от матери -- российской церкви. Мы -- покорные дети Вселенской патриархии и мы передали Константинопольскому патриарху решение наших проблем. Мы будем готовы войти в любое канонически полноценное объединение, когда на то будет благословение Вселенского патриарха. Я думаю, что если бы сейчас мудрый и очень авторитетный церковный политик святейший патриарх Алексий II пошел, может быть, на сложный для него шаг и признал приоритет Константинополя в решении украинской проблемы, то тем самым он заручился бы симпатиями украинской общины. И приобрел бы для российской церкви очень весомого союзника.
Материал подготовил Кирилл ВАСИЛЕНКО