|
|
N°196, 21 октября 2005 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
«Мы любим русских, как сами русские себя»
Туркменбаши рассказал об этом Сергею Лаврову
Нет на постсоветском пространстве для России более дружественной страны, чем Туркмения. Это выяснилось в результате обмена мнениями между пожизненным президентом Туркмении Сапармуратом Ниязовым и прибывшим вчера с двухдневным визитом в Ашхабад министром иностранных дел России Сергеем Лавровым.
Судя по всему, глава российской дипломатии имел превратное представление о стране, в которую он прибыл впервые. Иначе не пришлось бы Туркменбаши так много рассказывать о том, как сильно в его стране любят Россию и русских. «Мы любим русских так же, как любят русские себя». Такое признание Туркменбаши, пожалуй, было бы вполне достаточным для г-на Лаврова. Но Туркменбаши решил воспользоваться случаем и высказать все, что у него наболело в результате чтения «тенденциозных публикаций в российских СМИ». Именно они, как следует из эмоционального монолога вождя, создают неправильную картину жизни в его стране. Какую конкретно, он не стал рассказывать, ограничившись замечанием: «Я эту критику не воспринимаю, поскольку нет доказательств». И тут же стал рисовать правильную картину. Она выглядит следующим образом.
«Ни один русский в Туркмении никогда не обижался, не ущемлялся и не выгонялся... В туркменских школах введено трехязычие и обязательным является преподавание русского, туркменского и английского языков... У нас никогда не было проблем с правами национальных меньшинств... В Туркмении никогда не было антироссийских настроений... Мы будем учитывать интересы России, чтобы между нами всегда было доверие... В нашей стране никто не обижается на Россию...»
Столь благостная картина в «стране Золотого века Туркменбаши» выглядела, очевидно, особенно познавательной для российского министра, который знал, что ни одной туркменской школы он не увидит и ни с одним осчастливленным Туркменбаши русским не встретится. Может быть, поэтому так и осталось неизвестным, пытался ли Сергей Лавров уточнить у собеседника некоторые искажающие эту картину детали, которые были изложены в том числе и его коллегами по российскому МИДу на нескольких слушаниях, состоявшихся не так давно в Думе и посвященных положению русскоязычных в Туркмении.
Однако когда знакомишься с сообщениями информагентств из Ашхабада, рассказывающими о пребывании главы российского МИДа, складывается впечатление, что не для того г-н Лавров прибыл в туркменскую столицу. Выяснилось, что именно в Ашхабаде ему важно было поделиться той «озабоченностью, какую испытывают в России в связи с положением русскоязычных в Латвии и Эстонии». Трибуной для такого выступления Сергей Лавров выбрал в Ашхабаде место, где неустанно работают над проблемами демократии и прав человека, -- институт имени этих проблем при президенте Туркмении. Там министр пожаловался на Европейский союз, который фактически «прикрывает» Ригу и Таллин от критики по правозащитному досье в ОБСЕ и Совете Европы.
Можно себе представить, с каким вниманием просвещенные радетели туркменской демократии внимали словам главного российского дипломата, рассказывавшего о том, как «значительная часть населения балтийских стран лишена основных демократических прав: учиться на родном языке, участвовать в местных выборах». Слушатели г-на Лаврова с удовлетворением узнали, что «защита прав соотечественников, где бы они ни проживали, -- один из приоритетов российской внешней политики». А сомневавшихся в этом Сергей Лавров жестко предупредил: «Здесь мы не намерены идти на компромиссы». Но этим российский министр не ограничился. С не меньшей категоричностью он осудил как «контрпродуктивные» попытки смены политических режимов «со стороны внешних сил под предлогом демократических преобразований». Это тоже важно было сказать в Ашхабаде, где такие преобразования проводит сам «отец всех туркмен».
Не остался в долгу и сам Туркменбаши. Польщенный столь искренним пониманием туркменской действительности, он пообещал российскому гостю, что Туркмения будет учитывать интересы России в регионе. «Если мы разместим на своей территории какие-то военные базы, то мы понимаем, что вам это не понравится...» -- справедливо заметил вождь. Еще он пообещал, что уже «послезавтра запретит полеты над территорией страны иностранных самолетов, везущих компоненты оружия массового поражения и ракетной техники».
Все остальные вопросы российско-туркменских отношений, заявленные в повестке дня переговоров, Сергей Лавров и Туркменбаши обсудили в духе добрососедства и стремления к тесному сотрудничеству. В том числе и в работе по подготовке второго (за 14 лет двухсторонних отношений) заседания двухсторонней межправительственной комиссии.
А к вечеру вчерашнего дня стало известно, что глава МИД России по пути из Ашхабада в Ташкент поздравил нового еврокомиссара Томаса Хаммарберга с избранием на этот пост. Г-н Лавров «подтвердил готовность России к сотрудничеству в интересах обеспечения прав человека в Европе». С решением этих проблем в Центральной Азии, видимо, Россия сама разберется.
Аркадий ДУБНОВ