|
|
N°196, 21 октября 2005 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
«Позиция сербской стороны реалистичнее»
В понедельник, 24 октября, в Совбезе ООН будет обсуждаться доклад спецпредставителя Генсека ООН Кая Эйде по Косово. В документе рассказано о реализации в крае международных стандартов и возможности начала переговоров о статусе Косово. Как относится к этому докладу по острой балканской проблеме российская сторона? Об этом спецкор «Времени новостей» Катерина ЛАБЕЦКАЯ спросила постпреда России в ООН Андрея ДЕНИСОВА.
-- Документ добротный, в целом он адекватно отражает чрезвычайно непростую ситуацию в Косово. Он констатирует сложность процесса приближения социально-политической действительности в Косово к необходимому минимуму международных стандартов. Но вместе с тем доклад обосновывает переход к следующей стадии урегулирования -- переговорам о будущем статусе Косово, юридически пока еще являющимся частью госсообщества Сербии и Черногории -- правопреемника Союзной Республики Югославия.
-- Но до сих пор Совбез придерживался в отношении Косово принципа «сначала стандарты, потом статус».
-- Стандарты, безусловно, занимают главенствующее место в определении дальнейшего процесса. Но их осуществление -- дело долгое и непростое. Генсек ООН Кофи Аннан на основе доклада Эйде сделал представляющийся нам приемлемым вывод о том, что, продолжая осуществление стандартов, пора переходить и к статусному процессу.
-- То есть оба процесса будут идти параллельно?
-- Разговор о статусе вовсе не означает закрытия проблемы стандартов. В докладе подчеркиваются недоработки в Косово по таким принципиальным вопросам, как положение нацменьшинств, свобода передвижения, децентрализация управления, сохранение православных святынь, в том числе внесенных ЮНЕСКО в мировое культурно-историческое наследие. Роль Миссии ООН в Косово, следящей за этим, лишь возрастает. Проработка идеологии будущего косовского процесса идет и в Контактной группе (КГ), включающей четырех из пяти постоянных членов Совбеза ООН -- США, Россию, Великобританию, Францию, а также Италию и Германию.
-- Неужели у членов Совбеза нет сомнений в целесообразности начала переговоров по статусу Косово?
-- Предварительные экспертные консультации крупных расхождений не выявили. Вопрос обсуждался в КГ. К тому же у нас в Нью-Йорке есть и своя КГ, куда помимо членов «большой КГ» входят нынешние непостоянные члены СБ ООН от Европы -- это Греция, Дания и Румыния. Но в процессе обсуждения возможны разные мнения.
-- А если изменение статуса Косово вызовет в мире эффект домино, вдохновив непризнанные сепаратистские режимы?
-- Значение этого очень деликатного и болезненного вопроса действительно выходит далеко за рамки Косово. Но проблему решать надо. Как у Льва Толстого «каждая семья несчастна по-своему», так и каждый межэтнический конфликт имеет собственную природу. Но при всех международных усилиях главное слово должно принадлежать народам и соответствующим странам. В данном случае -- косово-албанской и сербской стороне, включая Сербию и сербское нацменьшинство Косово, как наиболее крупное из проживающих там нацменьшинств. Решение будет принято прежде всего ими при содействии международных посредников под эгидой ООН. Подводя стороны к болезненным для них решениям, недопустимо открытое давление и принуждение.
-- Компромисс между албанцами и сербами возможен?
-- Пока ситуация не слишком оптимистична. Косово-албанская сторона готова разговаривать только о независимости. Позиция сербской стороны реалистичнее -- она готова обсуждать варианты.
-- Премьера Сербии Воислава Коштуницу ждут на обсуждении в Совбезе?
-- Мы исходим из того, что присутствие представителей Белграда было бы целесообразно.
-- Как, кстати, восприняты в ООН события в Нальчике?
-- Наши собеседники согласны, что питательной базой подобных экстремистских проявлений во многом является сложная социально-экономическая ситуация. А это вновь доказывает важность работы ООН по стимулированию развития, в том числе и на Северном Кавказе. Там еще только предстоит определить оптимальную модель экономического развития. Нальчик в комментариях наших коллег в ООН звучит как еще одно подтверждение опасности террористической угрозы, борьба с которой -- дело всего международного сообщества, а не отдельных стран.
Подчеркивается и необходимость оценки событий с позиций уже принятых документов ООН по противодействию терроризму, включая резолюцию СБ ООН №1624 от 14 сентября 2005 года. В ней, в частности, подчеркивается недопустимость подстрекательства к терроризму. Государства в этой связи обязываются скорректировать национальные законодательства. Сейчас главная задача Генассамблеи ООН -- доводка проекта Всеобъемлющей конвенции по борьбе с терроризмом. Абсолютное большинство членов ООН надеется на завершение работы над конвенцией в достаточно сжатые сроки.
Беседовала Катерина ЛАБЕЦКАЯ