|
|
N°157, 30 августа 2001 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Праздник вопросов
Татария не хочет прощаться с суверенитетом
Мало кто за пределами Татарии знает, что эта республика первой в тогда еще существовавшем Советском Союзе объявила о суверенитете. Сегодня Татария отмечает одиннадцатую годовщину принятия декларации о государственном суверенитете. По закону этот день в республике объявлен выходным и отмечается по традиции широко -- с песнями, плясками, народными гуляньями. Приезжают гости -- из федерального центра, регионов России, ближнего и дальнего зарубежья.
Однако хотя в республике, как и в прошлые годы, царит предпраздничная суета, со времени прихода к власти Владимира Путина ситуация в стране сильно изменилась. Не могли не измениться и отношения центра с Татарией. Официальная Казань пошла на уступки в области экономики и законодательства. Одни говорят, что это тактический ход, вынужденная необходимость. Другие -- что руководство республики и дальше будет действовать в русле указаний федерального центра.
Не обошел горячую тему и президент Минтимер Шаймиев: «Суверенитет -- он не чей-либо, это наш суверенитет. Мы сами его объявили, сами за него ответственны. Только мы можем его укрепить, и мы же можем свести его на нет. Суверенитет -- это мера того, что мы заслуживаем, насколько мы зрелы».
Более четко сегодняшнюю ситуацию с суверенитетом разъяснил корреспонденту газеты «Время новостей» государственный советник при президенте республики Рафаиль Хакимов, считающийся главным идеологом Минтимера Шаймиева: «Суверенитет -- это полнота власти республики в рамках своих полномочий». За последние 11 лет эти рамки менялись -- жизнь не стоит на месте. Сначала они задавались декларацией о государственном суверенитете, где вообще не было упоминания о том, входит Татария в состав России или является независимым государством. Затем некоторую ясность внес договор о разграничении полномочий и предметов ведения между Татарией и Россией. В этом документе уже было четко определено, что относится к ведению центра, а что -- республики.
В последний год полномочия Татарии были вновь урезаны. По мнению г-на Хакимова, Казань была вынуждена войти в единое правовое и экономическое поле с Россией, отказавшись от индивидуального соглашения в области бюджета и финансов, начав пересмотр республиканского законодательства и приводя его в соответствие с федеральным. Чтобы не настораживать федеральный центр, даже сегодняшний праздник стали называть Днем республики, исключив из его названия спорное слово «суверенитет».
Гибкая политика официальной Казани вызвала недовольство татарской оппозиции. Национальные организации заявили о том, что с суверенитетом в Татарии покончено, что он фактически не состоялся. Лидер движения «Равноправие и законность» народный депутат Александр Штанин заметил, что 30 августа -- это праздник несбывшихся надежд. «Националы» критикуют местную власть за постепенный отказ от идей суверенитета и постоянные уступки федеральному центру, который «по кусочкам» отбирает у Казани права и полномочия.
В ответ на эти упреки Рафаиль Хакимов заявляет, что «договор между Татарстаном и Россией -- это базовый документ, дальше которого отступать нельзя», несмотря на то, что многие регионы от подобных договоров отказываются. Республика не может уступить Москве, например, в вопросах статуса республики, ее внутреннего устройства, языка, культуры, внешнеэкономической деятельности. В остальном руководство Татарии готово договариваться и искать компромиссы.
По мнению Рафаиля Хакимова, слово «суверенитет» никогда не исчезнет из лексикона лидеров республики. Тем более что федерализм, о котором не устает повторять Москва, это, по мнению официальной Казани, «разделенный суверенитет, когда регионы и центр делят между собой полномочия и ответственность». От своих полномочий, заявленных в договоре, Татария не откажется. Здесь считают, что центру в той или иной форме придется смириться с тем, что республика (а возможно, и не она одна) станет неким исключением из устанавливающихся сейчас общефедеральных правил. Таким, как Квебек в Канаде, Бавария в Германии, Каталония в Испании. Руководство республики считает, что «у федерального центра хватит мудрости» согласиться с таким положением дел.
Елена ТАРАН, Казань