Время новостей
     N°157, 30 августа 2001 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  30.08.2001
За парты надо сажать
Владимир Путин благословил реформу образования
Вчерашнее заседание Госсовета по реформе образования прошло добродушно и весело. Может быть, потому, что впервые губернаторам и представителям правительства в ходе обсуждения концепции реформы удалось прийти к единому мнению. Главный вывод: наша система образования -- лучшая в мире. Открывая заседание Госсовета, Владимир Путин так и сказал: «Наша система образования демонстрирует значительное преимущество перед зарубежным».

Исходя из этого тезиса выступавшие губернаторы потребовали от авторов реформы больше о реформе не говорить, а употреблять термин «модернизация». Как пояснил участвовавший в прениях председатель рабочей группы Госсовета, глава правительства Карелии Сергей Катанандов, «модернизация означает приведение системы образования в соответствие с современными стандартами». Что такое реформа, г-н Катанандов пояснять не стал.

Впрочем, реформа или модернизация, но все выступавшие, начиная с президента страны, были убеждены, что перемены нужны. Потому что, по словам президента, на настоящий момент у нас много людей с образованием, но специалистов не хватает катастрофически. И эту ситуацию надо менять. Желательно в лучшую сторону. Для этого, собственно, и создана концепция реформы (в смысле модернизации), которая, судя по словам президента и последовавшим за этим выступлениям губернаторов, устраивает всех.

Еще до дискуссии президент кратко перечислил наиболее важные на его взгляд моменты реформы (модернизации). Государство сохраняет за собой обязанность образовывать население. Основа госполитики -- бесплатное образование. Нужен единый государственный образовательный стандарт.

Без этого дискуссия, к примеру, о 12-летнем образовании бессмысленна. Необходим национальный совет по образованию. Образование нужно лучше финансировать (при этом, по словам г-на Путина, «проблемы финансирования существовали, есть сейчас и будут существовать»). За образование отвечает не только президент, но и все уровни власти. В школах нужны современные информационные технологии.

Выступление президента очень понравилось всем. Мэр Москвы Юрий Лужков заметил, что наконец-то услышал от главы государства главное -- «государство должно учить, лечить и защищать» население.

Впрочем, для особо непонятливых вице-премьер Валентина Матвиенко подробно разъяснила, как именно будет проходить реформа (модернизация) образования. При этом ей удалось обогатить официальный русский язык новым термином -- «единое образовательное пространство». Оно, по словам вице-премьера, будет у нас построено вслед за правовым и экономическим.

В общем, в прениях губернаторам говорить было не о чем. Но они бы не были сами собой, если бы не поделились с коллегами своими оригинальными идеями. Глава Северной Осетии Александр Дзасохов для улучшения образовательной деятельности предложил отдать в концессию Академии наук пару-тройку нефтяных месторождений. Свежесть идеи потрясла собравшихся. Президент не удержался от комментариев. Отметив, что предложение Дзасохова заставляет задуматься, он обратился к присутствующему в зале нобелевскому лауреату Жоресу Алферову. По мнению президента, лауреат не отказался бы от одного-другого нефтяного месторождения, но поскольку один из «величайших физиков современности» никогда нефтью не занимался, то, по мнению президента, он поручил бы разработку «ловким молодым людям», которые бы уже сами решали, сколько отдавать Алферову на развитие, а сколько «тратить на девушек с длинными ногами, которых у них тоже много».

Порадовал оригинальностью мышления и мэр столицы Юрий Лужков. По его словам, одной из проблем образования является то, что до сих пор «нет закона, который бы накладывал ответственность за непосещение школ». Каким должен быть подобный закон, мэр не пояснил. Может быть, прогульщиков надо пороть розгами или, наоборот, родителей, которые не следят за своими чадами, сажать на 15 суток. Зато в проекте реформы мэр учуял запах «приватизаторов» (Юрий Лужков, по его собственному утверждению, их «за версту чует»). В том, что в ряде пунктов школьные учреждения именуются организациями, а также в предложении реформаторов предоставлять налоговые льготы тем, кто спонсирует образование, мэр Москвы углядел тенденцию к приватизации образовательных учреждений.

После выступления главы Саратовской области Дмитрия Аяцкова, поделившегося с коллегами новостью о том, что школьник в ранце носит 13 тонн груза, Владимир Путин попросил выступавших говорить покороче.

Взошедший на трибуну после этого замечания президент Татарии Минтимер Шаймиев словно назло президенту говорил долго, медленно и с чувством. Сообщив, что в первом классе у нас больны 19% школьников, а к 11-му остаются здоровыми лишь 20%, он перешел к достижениям республики в деле образования. Успехов оказалось так много, что выступление продолжалось более 15 минут. Егор Строев предложил заняться учебниками и рассказал жуткую историю про учебник истории, выпущенный в Воронежской области. Там, по его словам, написано, что вторую мировую войну выиграли США при поддержке России.

Точку в дискуссии поставил президент. Удовлетворенно отметив, что заседавшие на Госсовете «неплохо расставили акценты», он предложил правительству все эти акценты учесть. Затем президент посетовал на человечество, которое так быстро накапливает знания, что «мы не успеваем ими пользоваться». И оптимистично заключил, что сколько образование не реформируй, а «дважды два как было четыре, так и останется».

Что придумал Госсовет

Изменение статуса учителя


Уже в 2001 году отказ от Единой тарифной сетки позволит увеличить зарплату учителям как минимум в 2--2,5 раза. Средняя зарплата (без региональных надбавок) составит 2256 рублей. Молодым специалистам обещают надбавки, льготы на получение жилья и отсрочку от службы в армии.

Изменение статуса школы

Уже в 2001 году средние школы переведут из ведения муниципалитетов на уровень субъектов Федерации, их будут финансировать напрямую регионы. Федеральный центр обещает ежегодно увеличивать финансирование образования не менее чем на 25%. «Образовательные» деньги будут выделяться целевым образом, что исключает их использование не по назначению.

Подушевое нормативное финансирование

На федеральном уровне устанавливается единый норматив -- стоимость обучения ученика. Каждой школе средства будут выделяться строго по количеству учащихся. Это должно создать конкуренцию между школами, заставить директоров и педагогов бороться за каждого ученика. Открытым пока остается вопрос о том, каким образом можно будет переходить из непонравившейся школы в лучшую, -- механизм, позволяющий реализовать формулу «деньги следуют за учеником», до конца не продуман.

Привлечение частных инвестиций

С 2001 года при всех средних школах начнется создание попечительских советов, которые должны будут привлекать средства частных лиц -- в том числе и родителей. Это сделает прозрачной систему сборов «на нужды школы». Государство обещает налоговые льготы семьям, вкладывающим деньги в образование детей.

Глобальная информатизация

В 2001 году все школы будут оснащены компьютерными классами, а затем и получат доступ к Интернету. Начатая правительством программа глобальной информатизации, на которую за пять лет потратят 16 млрд рублей, должна в первую очередь дать возможность получить приличное образование школьникам из глубинки. Для отдаленных сельских школ уроки по некоторым предметам будут вестись лучшими преподавателями в режиме телеконференций.

Обновление содержания

С 2001 года начнется эксперимент по изменению структуры и содержания общего образования. Государство установит образовательные стандарты, предоставив школам возможность использовать авторские и вариативные программы. Предполагается отказаться от перегруженных программ, оптимизировать учебную, психологическую и физическую нагрузку. Старшие классы будут профильными и ориентированными на поступление в конкретный вуз. В каждом регионе в эксперименте примут участие от пяти до 15 школ.

12-летняя школа

В 2001 году в 11 регионах России начнется эксперимент по 12-летнему обучению. Минобразования обещает, что школьникам, обучающимся по этой программе, будет предоставлена отсрочка от армии для поступления в ВУЗ. Окончательное решение о всеобщем переходе на 12-летнюю школу будет принято не раньше 2006 года.

Единый государственный экзамен

Эксперимент по проведению Единого государственного экзамена вместо выпускных в школе и вступительных в вузы, проводившийся в этом году в шести регионах, в 2002 году будет расширен до десяти республик, краев и областей. Право поступления пока также ограничивается только региональными вузами. Несмотря на поддержку нововведения большинством населения и региональными лидерами, окончательное решение отложено до 2006 года. Тогда же будет решаться и вопрос об изменении системы финансирования вузов через государственные именные финансовые обязательства (ГИФО), которые будут приносить с собой выпускники школ. Право бесплатного обучения -- ГИФО с максимальным денежным обеспечением -- получат лишь те, кто сдаст единый экзамен на «отлично». Остальным придется в зависимости от результатов экзамена в большей или меньшей степени платить за высшее образование.

Владимир ШПАК