Время новостей
     N°195, 20 октября 2005 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  20.10.2005
Новые приключения неуловимых
Траулер «Григорий Арлашкин» спас «Электрон» от норвежских сетей
В Баренцевом море вчера весь день продолжалась погоня норвежских военных кораблей за мятежным российским траулером «Электрон». Около четырех часов ночи рыбацкое судно, сопровождаемое большим противолодочным кораблем (БПЛ) «Адмирал Левченко», наконец пересекло границу территориальных вод Российской Федерации. Тем самым траулер оказался вне зоны досягаемости норвежцев. Однако на этом ВМС Норвегии не успокоились: пока «Электрон», преодолевая сильнейший встречный ветер и штормовые волны, упорно продвигался к Мурманску, его преследователи шли параллельным курсом, до последнего, по-видимому, надеясь на то, что капитан Валерий Яранцев одумается и сдастся на милость скандинавской юстиции.

Тем временем приключилась беда с российским траулером «Григорий Арлашкин», который долгое время сопровождал «Электрон» в его бегстве и буквально прикрывал его своим корпусом от настырных норвежских ВМС. Во вторник вечером он потерял ход, поскольку его винт заблокировала намотавшаяся сеть. Капитан траулера Новиков радировал на сушу, что сеть была сброшена с норвежского самолета перед самым носом судна. Потерявший ход «Арлашкин» оказался в сложном положении: шестиметровые волны могли даже перевернуть траулер. Рядом находилось еще одно российское рыболовное судно «Маунт Кент», однако из-за сильного волнения моря в случае беды оно вряд ли смогло бы подойти к «Арлашкину» и спасти экипаж.

В зону бедствия было срочно направлено спасательное судно «Пурга». Оно взяло на буксир беспомощного «Арлашкина» и повело его в сторону Новой Земли. Из-за шторма корабли смогут прибыть к архипелагу лишь 21 октября. Там, в бухте Белужья, водолазы смогут снять сеть с винта и освободить траулер.

Норвежская сторона вчера отрицала свою причастность к этому инциденту. Но хозяева «Арлашкина» -- фирма «Биос-Шельф» -- пообещали провести экспертизу остатков сети и подать в суд на военных Норвегии, приложив в качестве доказательств фото и видеоматериалы.

А судьба злополучного «Электрона» и его капитана будет решена скорее всего после долгого разбирательства между компетентными органами двух стран. Пока можно сказать одно: войны не будет. Это вчера пообещал российский министр обороны Сергей Иванов. По его словам, вышедший в море «Адмирал Левченко» должен был предотвратить заход норвежских кораблей в российские территориальные воды. Кроме того, корабль был призван следить за тем, чтобы капитан Яранцев опять не сменил курс. Норвежская сторона также вчера подтвердила, что военные не намерены вмешиваться в разбирательство, которое будет проведено российской стороной. А МИД России назвал ситуацию «не конфликтом, но коллизией», проистекающей «из-за отличия в подходах к сотрудничеству в районе Шпицбергена», и отметил, что вопрос с этим архипелагом будет обсуждаться на днях в Калининграде на заседании Межправительственной российско-норвежской комиссии по рыболовству.

Вчера владельцы "Электрона" -- ООО "Корж" -- устами заместителя гендиректора фирмы Владимира Болдырева твердо заявили, что уверены в законности действий капитана Яранцева. Г-н Болдырев подтвердил, что траулер пытались арестовать не в норвежской экономической зоне, а в "рыбоохранной зоне Шпицбергена, не признанной Россией". "Когда правительства России и Hорвегии решат все существующие спорные вопросы в рыболовстве, тогда можно будет рыбаков в чем-то обвинять, а делать из нас заложников существующей неразберихи не надо", -- отметил г-н Болдырев.

Но пока в Баренцевом море бушевал шторм, «Электрону» так и не удалось в течение дня высадить двух норвежских инспекторов, против своей воли побывавших в экстремальном заграничном круизе. По последним данным, пересадка планировалась на утро четверга, к тому моменту траулер должен был оказаться в Мотовском заливе на побережье Кольского полуострова. Там, в условиях более спокойного моря, «Электрон» мог наконец избавиться от непрошенных гостей. До Мурманска неуловимый траулер, как предполагалось, мог добраться лишь в десять часов утра четверга.

Владимир ДЗАГУТО