|
|
N°196, 21 октября 2005 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
"Если денег на реформу нет -- значит, она не готова"
Председатель комитета Совета Федерации по бюджету Евгений БУШМИН голосовал за принятие поправок в закон о местном самоуправлении, позволяющих регионам откладывать реализацию закона до 2009 года. Какие проблемы и каким образом помогут регионам решить эти поправки, сенатор объяснил корреспонденту «Времени новостей» Дарье ГУСЕВОЙ.
-- Евгений Викторович, сенаторы одобрили поправки в закон о местном самоуправлении, откладывающие вступление закона в силу до 2009 года.
-- Теперь регионы будут сами выбирать время, когда им вводить в действие закон. Все субъекты России делятся на три приблизительно равные части: те, у которых местное самоуправление уже было организовано до реформы; те, у которых и сейчас еще ничего не готово; и те, которые находятся на промежуточной стадии. Не готовы преимущественно те субъекты, где проходило формирование новых муниципальных единиц. Таких не более трети. Что, конечно, немного успокаивает.
Я отношусь к такой постепенной реализации 131-го закона неплохо, потому что дать какую-то свободу в выборе решений регионам, наверное, стоит. Закон не говорит о том, что мы откладываем реформу. Субъект сам определяет, что именно он будет откладывать. Закон также определит перечень полномочий, который передается вновь созданным муниципальным образованиям. Поэтому чересполосицы по вновь созданным муниципалитетам тоже не будет. Хотя менять правила на пике работ по введению в действие 131-го закона было неправильно -- это сбивает с толку.
-- Что будут делать уже избранные органы местного самоуправления, если закон в регионе не вступит в силу?
-- Они будут работать. Как раз получилось очень удобно, что принятыми поправками определен переходный период. Уже избранные органы МСУ начнут работать, потому что регион, проведя выборы, передаст новым органам нужные полномочия. Регионы ведь не потому не передают полномочия, что органы власти избраны, а передавать им полномочия просто не хочется.
Принятые поправки нужны для того, чтобы в тех субъектах, где органы местного самоуправления не избраны, ничего не подготовлено, не возникла ситуация, что закон вступил в силу, а в регионе ничего не сделано. То есть закон о местном самоуправлении вступит в силу, но в объеме, который определят сами регионы.
Кстати, органы власти местного самоуправления избраны еще не везде. Этот процесс должен завершиться до конца 2006 года. Каждый субъект устанавливает свой предел явки, есть еще какие-то индивидуальные ограничения. И по тем результатам, которые есть сейчас, ясно, что не во всех вновь созданных муниципалитетах будут вовремя избраны органы власти. Надо не в Москве решать, когда все будут переходить к реализации закона. И в течение следующего, 2006 года, я думаю, полностью определится ситуация с выборами.
-- Некоторые регионы жалуются, что не могут найти даже кандидатов для выборов в органы местного самоуправления.
-- Кандидатов они сами у себя и воспитают со временем. Сейчас наметилась явная тенденция -- отношение население к выборам не очень хорошее. Я надеюсь, что после отмены губернаторских выборов, когда остались только выборы президента и депутатов в Государственную думу, активность на муниципальных выборах повысится. Иначе вообще не останется выхода для общественной активности. Мы же люди коллективные, нам нужна общественная активность. Проявить ее остается только на местных выборах. Остаются выборы в законодательные собрания в субъектах и муниципальные. Совмещение их в единый день голосования также должно повысить активность.
Срок переходного периода мы определили небольшой. Три года для исторической вечности ничего не значат. К концу переходного периода точно сформируется отношение населения к местным органам власти. В тех муниципалитетах, где сейчас существуют большие проблемы, желающих избираться, то есть эти проблемы решать, нет. Может, кто-то под давлением соседей по дому, по улице поймет, что этим тоже надо заниматься. Иначе света на улицах не будет, тротуары будут грязные.
Вот во Владивостоке лет пять была тяжелая ситуация с выборами мэра -- не могли провести. Аналогичные проблемы, конечно, останутся, но массовый характер они уже носить не будут. Людей найдут. Просто пока никто не понимает, зачем все это надо? Как только субъекты примут законы, четко распишут, когда и какие полномочия передаются поселкам, и это каким-то образом будет доведено до людей, наиболее общественно активные начнут задумываться, кто будет выполнять эти полномочия, -- появятся люди, которые в состоянии возглавить органы местного самоуправления.
-- Как можно гарантировать, что даже те регионы, которые готовы к началу реформы, введут ее, а не предпочтут переждать?
-- Ожидание ради ожидания невыгодно регионам -- определенность важнее. Те регионы, в которых все нормально функционирует, которые избрали органы МСУ, приняли модельные законы по земле, по налогам, по межбюджетным отношениям внутри субъекта, просто так ждать не будут.
-- Власти некоторых субъектов жалуются: мол, в регионе к реформе местного самоуправления все готово, только не хватает нескольких миллионов рублей, чтобы она заработала...
-- Если денег на реформу нет -- значит, она не готова. Я верю, что не хватает денег, их всегда не хватает. Надо решать вопросы самим в регионе, а также добиваться федеральной помощи. Если у субъекта есть желание ввести этот закон, то они предпримут попытки как у себя, так и на федеральном уровне, чтобы найти средства. Если нет желания, то найдутся причины. Самая понятная -- это отсутствие денег.
-- Достаточен ли, по-вашему, перечень полномочий, переданных органам местного самоуправления?
-- Передача полномочий с уровня на уровень -- процесс бесконечный. Например, культурные памятники. Выделят на них средства из Москвы, пока эти деньги донизу дойдут, от памятников вообще ничего не останется. Большинство памятников надо отдавать на региональный уровень. При этом, например, пожарных назад на федеральный уровень передают. Не мне судить, правильно ли это, -- во всех субъектах по-разному.
-- А оправдан ли тогда уравнительный экономический подход ко всем регионам?
-- Если регион полностью на федеральном бюджете, можно ему отдать все полномочия, и все равно получится, что мы всё финансируем из федерального бюджета. Таким регионам должны передаваться полномочия под надзором. Некоторые субъекты готовы во что-то свои деньги добавить, но у них нет полномочий. Мне кажется, по части полномочий необходимо принять комбинированную схему: какие-то полномочия финансирует федерация, но регионы при желании могут финансово участвовать в их исполнении.
-- Как тогда можно оценить Стратегию социально-экономического развития регионов, предложенную Министерством регионального развития? Согласно этому документу, федеральный центр сделает упор на поддержку так называемых опорных регионов. Финансироваться эти опорные регионы будут из федерального бюджета.
-- Программа хорошая, но неисполнимая. Чем лучше развивается экономика всей страны, тем сильнее становятся опорные регионы. Экономика развивается не везде одинаково. Рост будет там, где есть для этого база, а она есть в этих опорных регионах. Зато депрессивным регионам все равно, растет экономика или нет. У них как были две лесопилки и молочный завод, так и останутся. С одной стороны, это внутреннее различие можно решать объединением регионов, чтобы обеспечить более динамичное развитие в более крупном регионе. Второй способ -- помощь депрессивным регионам из бюджета.
Стратегия Минрегионразвития одобрена правительством. Но если дотационные регионы перестанут дотировать, резкое снижение уровня жизни приведет к серьезным социальным последствиям. У дотационных регионов даже сил на отсоединение не хватит. Люди спросят правительство, свои власти, что происходит? Они же не виноваты, что у них нет нефтяных скважин. Они, что, плохо при этом лечат, учат? Программа развития опорных регионов не должна приводить даже к минимальному сокращению помощи для депрессивных субъектов федерации.
-- Могут ли при реализации 131-го закона возникнуть проблемы с переделом муниципальной собственности? Определен исчерпывающий перечень полномочий органов местного самоуправления, и соответственно вся собственность, которая сегодня есть у местных органов власти и не связана с исполнением «закрепленных полномочий», должна быть приватизирована.
-- Приватизация -- это переход из государственной формы собственности в какую-то другую. А муниципальная собственность -- уже негосударственная. Назвать то, что происходит в муниципалитете, приватизацией -- нельзя. Есть у них собственность, они ее хотят продать, это их дело.
А проблемы с муниципальной собственностью уже возникли и не решатся даже в тот переходный период, который мы обозначили, они более глобальные. Например, межевание. Знаете, сколько денег надо, чтобы понять, какой кусочек земли относится к одному муниципалитету, а какой -- к другому? А земли могут принадлежать Министерству обороны, РЖД, "Газпрому", Российской Федерации. Нужно разобраться, чьи они. И это только один аспект. Только постепенно, лет за 15--20, мы решим большинство проблем, связанных с переделом муниципальной собственности.
Беседовала Дарья ГУСЕВА