|
|
N°196, 21 октября 2005 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
В коммуну пришел Белимар
Безвестная фирма желает прибрать к рукам шедевр московского конструктивизма
В минувший четверг в Центральном выставочном зале Манеж открылся тринадцатый архитектурный фестиваль «Зодчество», организованный Союзом архитекторов России. Этому мероприятию наиболее всего подходит определение «официоз». Смотры архитектурных достижений номенклатурных проектных организаций особенно неубедительны на фоне того, что происходит с великим архитектурным наследием России, в частности с вдохновляющей многих мастеров современности архитектурой конструктивизма 20-х годов. Созданные мэтрами авангарда Мельниковым, Голосовым, Гинзбургом, братьями Весниными памятники гибнут на глазах. В частности, опасный поворот приняло дело со знаменитым домом-кораблем на Новинском бульваре. Напомним, что построенный в 20-е годы по проекту архитектора Моисея Гинзбурга дом-коммуна должен был стать раем для сотрудников Народного комиссариата финансов. Все в этом домике было проникнуто идеей «обобществления быта» -- в своих маленьких квартирах, где вместо кухни была ниша, жильцы должны были проводить минимум времени, фактически только спать. Для организации досуга был построен общественный корпус со столовой, спортзалом, библиотекой, на крыше был оборудован солярий. Также в доме-корабле было применено много новейших по тем временам технических решений -- от прогрессивной планировки двухуровневых квартир до вполне удачных попыток применения теплосберегающих технологий.
Так вот. Некое ООО «Белимар» в обмен на 31 квартиру в Митине получило 28 квартир в доме-коммуне Наркомфина, а также еще 12 квартир в менее известных домах в центре Москвы. Это следует из протокола №427 заседания городской комиссии по приватизации и управлению жилищным фондом, прошедшего 22 сентября этого года. Безвестная фирма стала обладателем половины квартир в самом знаменитом жилом доме советского авангарда.
Сейчас дом выглядит жутковато, он находится в аварийном состоянии, коммунальный корпус, в котором некогда кипела бурная жизнь, пустует, так же как и половина квартир. Жильцы уехали из них примерно пятнадцать лет, когда им были предоставлены квартиры в других районах Москвы. В другой половине квартир (большая часть которых приватизирована) люди продолжают жить.
Теперь пустовавшие квартиры, находившееся в собственности города, переданы ООО «Белимар». Этим решением московские власти фактически снимают с себя ответственность за судьбу дома, вошедшего во все учебники по архитектуре, перекладывая ее на безвестное ООО. Узнать непосредственно в компании «Белимар», что они собираются делать с собственностью в бывшем доме-коммуне, оказалось невозможным, компания не фигурирует ни в одном из телефонных справочников. Однако по информации «Времени новостей», «Белимар» будет пытаться превратить знаменитый дом в гостиницу, для чего будет добиваться включения дома Наркомфина в программу московского правительства по строительству сети гостиниц и туристско-рекреационных комплексов в городе Москве.
В комитете по культурному наследию Москвы узнали о смене собственника половины квартир в доме-коммуне от «Времени новостей». Комментируя возможные планы компании создать в доме Наркомфина гостиницу, начальник отдела советской архитектуры этого ведомства Татьяна Раздольская заявила, что инвестору придется столкнуться с огромным количеством ограничений на этом объекте, так как дом Наркомфина является памятником архитектуры регионального значения.
Во сколько может обойтись реставрация знаменитого здания, не знает никто. Это одна из главных причин, по которой все предыдущие попытки найти инвестора на дом-коммуну не увенчались успехом. Инвесторы боятся приходить на этот объект, не зная, какой будет прибыль и будет ли она вообще. Но бесстрашное ООО «Белимар», видимо, не боится преград и поэтому энергично взялось за дело, за что получило от жильцов бывшей коммуны прозвище Дуримар. Компания еще не оформила права собственности на квартиры, но уже через своего посредника фирму «Эмирон» пытается договориться с жильцами «по-хорошему». Представители «Эмирона» предлагают подписать собственникам квартир некое поручение с просьбой подыскать им новое жилье взамен квартиры в доме-коммуне. Желающих оформить этот «добровольный» документ пока не нашлось. Но судьба уникального дома и его жильцов теперь фактически в руках неизвестного общества с ограниченной ответственностью. Ведь самый влиятельный игрок -- московское правительство не захотело и дальше обременять себя ответственностью за шедевр конструктивизма.
Александр ЗМЕУЛ