|
|
N°195, 20 октября 2005 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Багдадский трибунал
Хусейн ответил по первому обвинению
Начавшийся вчера суд над Саддамом Хусейном вполне можно назвать процессом ХХI века. И масштаб личности подсудимого, правившего Ираком почти четверть века, и масштаб перемен в этой стране, и факт присутствия там войск единственной в мире супердержавы, собственно и свергнувшей Хусейна с поста президента, -- из-за всего этого суд превращается в историческое событие. Иракцы подводят жирную черту под целой эпохой. Но в правильном ли направлении они движутся? Вопрос закономерен на фоне ежедневных трагедий в Ираке. Как раз вчера в Багдаде погиб мэр Хатим Мирза Хамза, машину которого обстреляли неизвестные. Ирак избавился от диктатора, но жизнь иракского народа от этого не улучшилась.
Вчерашнее судебное заседание проходило в штаб-квартире правившей при Саддаме партии Баас (Партия арабского социалистического возрождения). Это было не только символично, но и более безопасно -- штаб-квартира располагается в особо охраняемой «зеленой зоне», где находятся зарубежные диппредставительства и офисы американцев.
На трехчасовом слушании вчера уточнялись в большей степени формальности. Так, подсудимых -- Саддама Хусейна и семерых его сподвижников -- спросили, какие должности они занимали, верно ли указаны в судебных документах их фамилии.
Под прицелом телекамер 68-летний Саддам, помещенный за пуленепробиваемое стекло, будто ощутил прилив энергии. Одетый в строгий темный костюм и с Кораном в руках, Хусейн поначалу отказался отвечать на вопросы. Но тут же он потребовал от судей ответить, а кто они, собственно, сами. Саддам сослался на "права, предусмотренные конституцией для главы государства". По его словам, "оккупация Ирака незаконна, как и все, что из нее следует". Похожим образом повели себя и другие подсудимые (многие были одеты в арабские длинные белые рубахи-галабеи, выглядевшие как тюремные робы). Следующее заседание состоится 28 ноября.
Халиль ад-Дулейми, адвокат Саддама, также заявил, что суд "неконституционен, ни у кого нет права судить легитимного президента". Спецтрибунал "создан оккупирующей державой", а она "по международным нормам не имеет права менять юридическую систему оккупируемой страны".
Первое обвинение Саддаму, о котором шла вчера речь и по которому, видимо, удалось собрать наиболее веские доказательства, касается убийства около полутора сотен шиитов в деревне Дуджейль недалеко от Багдада, где на Саддама в 1982 году было совершено покушение (его кортеж обстреляли). Репрессии не заставили себя ждать. Но, по мнению защиты, казни проводились на основе иракских законов, а роль Саддама свелась к подписанию смертных приговоров. Своей вины экс-президент не признает.
В ноябре же будут зачитаны обвинения в ипритной атаке 1988 года на курдский город Халабджу на севере, где погибло более пяти тысяч горожан. Пойдет речь об убийствах, пытках и арестах шиитов и курдов в другие годы. Еще готовятся обвинения по событиям, связанным с войной против Ирана в 1980--1988 годах и с агрессией против Кувейта в 1990 году.
Вместе с Саддамом судят его сводного брата и бывшего руководителя разведки Барзана Ибрагима ат-Тикрити, бывшего вице-президента Таху Ясина Рамадана и экс-главу Революционного трибунала Авада Хамада аль-Бадара ас-Саадуна. Последнего обвиняют в том, что он организовывал выездные экспресс-суды, которые быстро выносили подсудимым смертные приговоры. Ожидается, что соратники Саддама откажутся давать против него показания. Неясно, однако, почему не предъявлены пока обвинения другому арестанту -- бывшему вице-премьеру Тарику Азизу.
В составе суда пять человек, имена и биографии которых держатся в тайне. Однако курды поторопились раскрыть секрет: председательствующий -- их соплеменник, 48-летний юрист Ризгар Мухаммад Амин. В спецтрибунал, созданный в январе 2004 года, входят уголовный суд, судьи-следователи и кассационная комиссия. В нее-то, вероятно, и будут обращаться с апелляциями Саддам и его назначенцы.
Международные правозащитные организации называют процесс первым шагом "к выяснению правды и справедливому возмездию". Но они озабочены тем, будет ли суд над Саддамом и его людьми "честным и соответствующим международным нормам". «Такой суд -- явление в Ираке совершенно новое. Но порочное в этом процессе то, что он проходит при оккупации Ирака иностранными войсками. Судят прошлое. Но почему не судят настоящее? А ведь сегодня в Ираке погибают мирные жители. И часто виноваты в этом американцы и коллаборационисты из числа иракцев. Почему не судят и их тоже?» -- заметил вчера «Времени новостей» глава Иракского культурного форума в России г-н Салям Мусафир. Примечательно, что он никогда не был сторонником Саддама, наоборот, бежал из Ирака в 1978 году и жил с тех пор в эмиграции, в том числе в России.
По мнению г-на Мусафира, дата начала суда была выбрана американцами, чтобы отвлечь внимание иракцев от подсчета итогов прошедшего 15 октября референдума по проекту конституции Ирака. Оскорбительно для мусульман и то, что процесс начался в разгар священного поста в месяц Рамадан.
По иракским законам, принятым еще при Саддаме, смертный приговор не может быть обжалован и подлежит исполнению в течение 30 дней. В Ираке немало людей, которые хотели бы увидеть Хусейна казненным. Но на его родине в суннитском городе Тикрите сотни демонстрантов требовали вчера не только освободить земляка, но и восстановить его в должности.
"В отношении к суду отражается поляризация иракского общества, -- сказал "Времени новостей" главный научный сотрудник ИМЭМО РАН Георгий Мирский. -- Я не встречал ни одного курда, который не был бы готов убить Саддама. Такое же желание и у большинства шиитов. Сунниты же говорят: "Американцы захватили нашу страну и еще нами помыкают".
Елена СУПОНИНА, Александр САМОХОТКИН