Время новостей
     N°128, 19 сентября 2000 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  19.09.2000
Независимость с коричневым оттенком
Сейм признал профашистское правительство Литвы законным
Литовский сейм признал в качестве государственного акта Декларацию восстановления независимости так называемого временного литовского правительства от 23 июня 1941 года. В дни, когда из Литвы отступала Советская армия и приближались части вермахта, вооруженные повстанцы провозгласили в Каунасе независимость Литвы. Вслед за этим в Литве начались еврейские погромы. За годы нацистской оккупации из 200 тысяч литовских евреев были истреблены 90%. По мнению главы международной комиссии по оценке нацистской и советской оккупации Эммануэлиса Зингериса, признание декларации государственным актом означает, что в 1941-м в Литве действовало автономное правительство, а сама она была суверенной. Получается, что "коричневые" приоритеты в те годы выбирало литовское государство, а не отдельные приверженцы фашизма. Это признанное отныне законным временное правительство отправило Адольфу Гитлеру благодарственную телеграмму с заверением в том, что «его гений подвигнул литовский народ участвовать в его победоносном походе по истреблению иудаизма и плутократии». Нынешний сейм, стало быть, одобряет действия временного премьера тогдашней Литвы Юозаса Амбразавичюса и министра коммунального хозяйства Витаутаса Жемкалниса, подписавших акт о национализации собственности, принадлежавшей евреям.

Первой на решение сейма отреагировала еврейская община Литвы, выразившая протест на сей счет. Отрицательную оценку деятельности временного правительства дал и Институт истории Литвы. А социал-демократическая коалиция распространила заявление, в котором обвинила спикера сейма Витаутаса Ландсбергиса в том, что он не смог предотвратить действие, компрометирующее Литву в глазах всего мира.

Сам Ландсбергис, отец которого Витаутас Жемкалнис был членом того временного правительства, повел себя неожиданно: помчался в аэропорт вдогонку улетающему на сиднейскую Олимпиаду президенту Валдасу Адамкусу с просьбой наложить вето на принятый закон. Поведение спикера в этой ситуации выглядит весьма странным, поскольку всем известно, насколько дисциплинированна возглавляемая им консервативная партия и какое важное значение имеет для правых его личное мнение.

Сам президент Адамкус не успел до отлета отреагировать на акт, но его помощник Дарюс Куолис уверенно охарактеризовал его как "безответственный шаг, удар по гражданской общественности Литвы". Как остроумно заметил один из журналистов, теперь правовой статус тогдашней Литвы изменился -- из "оккупированной" она превратилась в несостоявшегося "оккупанта".

Жанна ДОБРОВОЛЬСКАЯ, Вильнюс