Время новостей
     N°157, 30 августа 2001 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  30.08.2001
Мы наш, мы новый «Мир» построим
В четверг российское правительство займется внеземными делами. Хотя тема выступления директора «Росавиакосмоса» Юрия Коптева перед членами кабинета министров звучит достаточно прозаически -- «О выделении агентству средств из резервного фонда правительства», -- речь, по сути, идет о новой амбициозной космической программе. Москва хочет вернуть себе роль мирового лидера в пилотируемых полетах в космос, казалось бы безвозвратно утерянную вместе с затонувшим в Тихом океане орбитальным комплексом «Мир».

Шанс изменить ситуацию в свою пользу «Росавиакосмосу» «подарила» новая американская администрация. Джордж Буш-младший сразу же после прихода в Белый Дом объявил о том, что частью мирных космических программ США придется пожертвовать в пользу военных исследований, в первую очередь ведущихся в интересах национальной ПРО. В итоге НАСА было вынуждено принципиально уменьшить американский вклад в строительство международной космической станции (МКС). Формально 30-процентная российская «доля» МКС от этого, конечно, никак не увеличивалась и не уменьшалась. Однако само то, что американцы охладели к этой космической затее, сменив ее на новую любимую игрушку -- НПРО, автоматически резко повышало значение российского участия в создании МКС. Ведь в конечном счете из всех участников проекта только Россия и США располагали серьезным опытом в области пилотируемых полетов.

Последний месяц Юрий Коптев осторожно зондировал ситуацию, проводя предварительные переговоры с европейскими партнерами России. В ходе обсуждения «Росавиакосмос» высказал готовность увеличить долю своего участия в проекте: г-н Коптев говорил о том, что Россия может запустить к МКС два дополнительных модуля, которые были собраны на отечественных ракетно-космических фирмах «под другие задачи», но их доработка не потребует значительных средств. А вместо нового корабля-спасателя, финансирование разработки которого заморожено американцами, продолжать использовать российские «Союзы». Судя по информации источников газеты «Время новостей», европейцы к подобным предложениям Москвы отнеслись с интересом, впрочем, вполне естественным, поскольку сокращение финансирования МКС со стороны США отодвигало окончательное заселение орбитальной станции на неопределенный срок. Однако Москва не имеет права самостоятельно вносить какие-либо коррективы в план строительства МКС -- решение об этом должно приниматься коллегиально на запланированной на октябрь встрече глав космических агентств стран -- участниц проекта. Убедить же партнеров в серьезности российских предложений можно лишь предъявив им эти самые «дополнительные модули» в высокой степени готовности. На что, естественно, необходимы деньги. Причем безотлагательно.

В «Росавиакосмосе» надеются на то, что дополнительные затраты на МКС сравнительно легко окупятся. Усиление российских позиций в проекте, по мнению наших специалистов, исключит возможность повторения инцидентов, подобных тем, которые возникали в ходе подготовки визита на орбиту первого коммерческого туриста Дэнниса Тито. Под будущие контракты «Росавиакосмос» уже даже заключил с ведущими отечественными космическими фирмами -- НПО «Энергия», Центром им. Хруничева и ЦНИИМашем -- соглашение о «единой программе коммерциализации российского сегмента МКС».

Юрий ГОЛОТЮК