Глава МВД РФ Рашид Нургалиев вчера доложил президенту Путину последние новости
о ситуации в Кабардино-Балкарии и, в частности, в Нальчике, который 13 октября был атакован крупным отрядом боевиков. Но что именно за минувшие дни спецслужбам удалось выяснить о причинах и обстоятельствах этого нападения и какие выводы планирует сделать руководство страны, вчера осталось неизвестно. После того, как Владимир Путин на совещании с членами правительства попросил г-на Нургалиева выступить с докладом, министр подождал, пока кабинет покинут журналисты. Причем и после совещания никаких официальных комментариев не последовало.
По словам же работающих в Нальчике сотрудников спецслужб, общая картина нападения - откуда взялись боевики, сколько их было, кто ими руководил и готовил - более-менее начала вырисовываться только вчера. И многие моменты еще были не до конца ясны.
Так, вчера все еще открытым оставался вопрос о количестве жертв нападения и уничтоженных и захваченных боевиков. По данным МВД РФ, в руки правоохранительных органов попали 13 участников нападения, а 92 боевика в ходе продолжавшихся более суток боев были уничтожены. При этом погибли 35 сотрудников спецслужб и 9 мирных жителей. Следователи же, принявшие к производству уголовное дело по факту нападения на Нальчик, говорили вчера о 33 задержанных. А в республиканском бюро судмедэкспертизы вчера сообщили, что к ним на опознание поступило 125 тел погибших: помимо предполагаемых боевиков 32 сотрудника силовых структур, 9 гражданских лиц и один мужчина, чья личность не установлена.
Сразу после начала атаки боевиков прокуратура КБР возбудила уголовное дело по статьям УК РФ «терроризм», «убийство», «покушение на жизнь сотрудников правоохранительных органов» и «хранение и перевозка оружия». Но уже к 4 часам дня, когда в городе еще гремели выстрелы, все материалы по ЧП приняли прибывшие сотрудники управления Генпрокуратуры по Южному федеральному округу (ЮФО). Оперативно-следственную группу возглавил следователь из по особо важным делам управления Генпрокуратуры по ЮФО Юрий Панченко. (В сентябре Панченко уже поручали вести уголовное дело в Нальчике по факту столкновения между студентами из Чечни и местной молодежью). В общей сложности в группу вошло около 60 оперативников, следователей и экспертов практически всех ведомств -- МВД, ФСБ, прокуратур всех уровней. Как рассказали вчера в прокуратуре КБР, работа по сбору улик и свидетельских показаний, которые могут указать на след организаторов и идейных вдохновителей, все последние четыре дня ведется практически круглосуточно. Пока о результатах следователи официально не объявляли, отметив лишь, что задержанные в первые день начали давать признательные показания. Однако известно, что уже получен ответ на вопрос, откуда появились боевики. По данным следствия, в нападении принимали участие только местные жители (за исключением двух ингушей и одного чеченца).
Как рассказали на допросах задержанные, по плану организаторов (своими лидерами боевики назвали Анзора Астемирова и Илесса Горчханова) в Нальчике должна была произойти классическая диверсионная вылазка. Перед нападавшими была поставлена задача атаковать только здания «силовых» подразделений и захватить как можно больше оружия. При этом одним из главных указаний лидеров было «не стрелять по местным». А один из боевиков рассказал, будто Астемиров рассчитывал на то, что в случае успеха операции через день-два к его группе присоединятся другие жители КБР.
Подготовка к акции, по предварительным данным, активно начала вестись еще с лета прошлого года. По оперативным данным, подбором людей и их «обработкой» занимался 29-летний житель Нальчика Анзор Астемиров. Под наблюдением спецслужб Астемиров находился еще с конца 90-х годов. Несколько раз его даже задерживали по подозрению в разжигании межнациональной розни. По словам оперативников, участвовавших в обысках у Астемирова, всем было известно, что у него часто собирались молодые люди -- якобы для изучения ислама. Свой дом Астемиров фактически превратил в офис, куда можно было прийти в любое время суток, там стоял мощный компьютер, офисная техника, на которой он печатал какие-то книги. Однако взять с поличным его никогда не удавалось. В декабре прошлого года бандгруппа, сколоченная Астемировым и Горчхановым, совершила налет Госнаркокнтроль. Бандитам удалось ворваться в знание наркоконтроля, расстрелять четырех оперативников и вывезти со склада более 250 единиц оружия. После этой акции, которая, по сведениям спецслужб КБР, получила одобрение Шамиля Басаева, Астемиров был объявлен в розыск и ушел в подполье. Но в Нальчике остались его соратники, которые продолжили вербовать боевиков уже для нападения на город.
Как рассказывают на допросах задержанные, в разное время им поступили предложения посетить занятия по изучению Корана, которые вели некие «учителя». Со временем эти «учителя» под разными предлогами незаметно проникали в семьи «учеников» -- кому-то помогали устроить родственника в институт, кому-то - решить жилищный вопрос и т.д. К каждому выбирали свой подход. Приблизительно за месяц до нападения на Нальчик «учеников» оповестили, что им предстоит отплатить за участие в судьбе их семей. Причем большинство из нападавших до последнего момента не знали места и времени выступления, и отказаться почти никто не решился, поскольку поползли слухи, будто с некоторыми такими «неблагодарными» наставники жестоко расправились. При этом вместо «учителей» с молодыми людьми уже стали общаться Горчханов, Астемиров и их помощники. Место, где они должны будут собраться в ночь на 13 октября, рядовым бойцам сообщили за несколько часов. Там им раздали оружие, рюкзаки с боеприпасами, камуфляж и деньги - примерно по 100 тыс рублей. (Незадолго до нападения, кстати, местные контрразведчики получили информацию, будто в республику из Чечни должна поступить крупная сумма для финансирования терактов). А руководители подгрупп также получили японские мини-рации. «По всему видно, это были дилетанты, а не настоящие бойцы, -- рассказал «Время новостей» один оперативников. - Они и оружием, что им дали, не могли воспользоваться как надо».
За последние три дня следователи допросили около 30 человек -- тех самых идеологов-«учителей». «Но, скорее всего, многих их них придется отпустить, -- рассказал один из следователей. -- Доказать, что они подстрекали именно к нападению, а не просто «учили исламу и помогали верующим», будет сложно».
Вчера же о своей причастности к нападению на Нальчик объявил и Шамиль Басаев. В своем заявлении, размещенном в интернете, он утверждал, что лично осуществлял «оперативное управление» нападением, отметив при этом, что из-за "серьезной утечки информации" российские спецслужбы действительно оказались готовы к операции и подготовленный ее план провалился. Он также признал гибель 41 боевика, назвав эти потери большими. Басаев признал, в частности, гибель Астемирова и так называемого амира ингушского джамаата Горчханова, тем самым подтвердив информацию об их уничтожении во время боев в Нальчике. По оперативным данным, среди убитых боевиков также опознаны другие участники декабрьского налета на Госнаркоконтроль -- Заур Афов, Азамат Канчукоев, Руслан Тамазов, Рамазан Гузиев, Аскер Хайдуков.