|
|
N°193, 18 октября 2005 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
А еще он очень любил детей
Тодд Солондц представил в Москве свои «Перевертыши»
В Москву на премьеру своего нового фильма «Перевертыши», состоявшуюся в рамках фестиваля американского независимого кино «ИндиВид», приехал режиссер Тодд Солондц. Он уже не в первый раз оказался в столице: в 1998 году Солондц представлял свой к тому моменту изрядно нашумевший фильм «Счастье» в рамках внеконкурсной программы ММКФ и немедленно сделался культовой фигурой в кругах отечественных киноманов. Да и не только у них: недобрый калейдоскоп тщательно скрываемых от окружающих мерзостей повседневной американской жизни был отмечен ФИПРЕССИ в Канне, получил призы на фестивалях в Торонто и Сан-Паулу, награду национального общества кинообозревателей и номинацию на «Золотой глобус». Выпускник Йеля и нью-йоркской киношколы, Солондц дебютировал как режиссер и сценарист в 1985 году с короткометражкой «Последний бросок Шатта» про незадачливого школьника, который безнадежно страдает по однокласснице и подвергается насмешкам со стороны учителя физкультуры из-за того, что никак не может попасть мячом в баскетбольную корзину. Вторая его короткометражка называлась «Страх, беспокойство и депрессия» (1989) -- автобиографическая зарисовка в духе Вуди Аллена про драматурга, который пишет письмо Сэмюелю Беккету, надеясь склонить его к сотрудничеству. Первый полнометражный фильм Солондца, который вышел только через шесть лет, принес ему главный приз на фестивале «Санданс», успех на Форуме молодого кино в Берлине и первую культовую славу. Картина «Добро пожаловать в кукольный дом» рассказывала о проблемах двенадцатилетней дурнушки. Детство будет и дальше одной из главных тем Солондца, о которой он неизменно повествует в присущей одному ему манере. По его собственным словам, «в американском кино этот период жизни никогда не рассматривался всерьез -- вы получали либо миленькие диснеевские поделки, либо фильмы ужасов о маленьких дьяволятах, а дети среднего класса, растущие в пригородах, -- на самом деле благодатнейшая тема». Потом было «Счастье», представившее зрителям возможность выбирать, кто из героев, среди которых были мошенники, убийцы, педофилы и телефонные террористы, окажется в итоге наиболее симпатичен. Дальше -- «Сказочник» (2001), две новеллы о творчестве, замешанном на сексуальных перверсиях. Кроме того, Солондца, который очень похож на своих собственных героев, можно увидеть в мимолетных эпизодах в фильмах других режиссеров: скажем, в шедшей еще в советском прокате гангстерской комедии Джонатана Демме с Мишель Пфайфер «Замужем за мафией» или в фильме Джеймса Брукса «Лучше не бывает» с Джеком Николсоном. «Перевертыши» -- последний на сегодня фильм Солондца, рассказывающий о двенадцатилетней (опять) девочке Авиве, которая очень хочет забеременеть и, не найдя поддержки своей идее в кругу консервативной семьи, отправляется в долгое путешествие, во время которого много раз меняется внешне (Авиву играет сразу несколько артистов разного пола и возраста, в том числе Дженнифер Джейсон Ли), но не внутренне -- ее мечта остается неизменной. Фильм участвовал в конкурсной программе последнего Венецианского кинофестиваля, но проиграл картине Майка Ли «Вера Дрейк» -- еще одной истории об абортах, правда, выдержанной в гораздо более привычном ключе.
О фильме «Перевертыши» с режиссером Тоддом СОЛОНДЦЕМ беседовала Ольга КУЗНЕЦОВА.
-- Как родилась идея этого фильма?
-- Я никогда до конца точно не знаю, как возникающие у меня идеи потом переходят на кинопленку -- это просто какая-то фантастика. Но в данном случае в фильме отразилось буквально то, что я хотел сказать. Я и не думал специально обижать американцев в лучших чувствах. Их отношение к абортам -- это очень щекотливая тема. Но аборты, которые делают девочки в юном возрасте -- обыкновенный факт, который существует, и я просто отразил реальность.
-- Главную героиню вашего фильма зовут Авива... Это имя что-нибудь значит?
-- Да, ее зовут Авива, и это, как многое в фильме, тоже палиндром. Имя остается одним и тем же, с какой стороны его ни читай. Такие же палиндромы, в которых с начала и с конца одинаковый порядок букв -- английские слова mom и dad (папа и мама). Для меня палиндром -- своеобразная метафора в том смысле, что человек не меняется. Вы набираете или теряете 50 фунтов в весе, меняете пол, но сама ваша сущность остается неизменной. Это видно на экране -- мою героиню играли несколько совершенно разных актеров.
-- Вам кажется, что и в реальной жизни человек не меняется?
-- Ну, что касается фильма, то героиня остается самой собой, меняется только ее оболочка. Она хочет забеременеть и в самом начале фильма, и в конце. И теоретически можно предположить, что этот ребенок у нее будет. Что касается реальной жизни, конечно, я убежден, что каждый человек меняется, но только внешне. Внутренне мы все остаемся такими же, какими были в начале пути. Вот я вам сейчас даю ключ к этому фильму. Мне вообще очень важно, поймет ли публика то, что героиня в самом деле не меняется, читается ли моя мысль о том, что ее душа не претерпевает никаких трансформаций.
-- Вы называете себя независимым режиссером. А в чем для вас разница между режиссерами независимыми и всеми остальными?
-- Ну это довольно трудно сформулировать. Да и само понятие «независимое кино» уже, мне кажется, не имеет никакого смысла. Режиссеры называют себя «независимыми» по разным причинам. Для меня, если я могу воплотить свою мысль в фильм настолько подробно, насколько мне этого хочется, -- это уже независимое кино.
-- А кто, на ваш взгляд, самый независимый режиссер?
-- Это как посмотреть... Спилберг -- самый независимый из всех, кого я знаю. Он снимает все, что хочет, за столько денег, за сколько у него получается. И над его творчеством никто не стоит; я не знаю более независимого режиссера.
-- А у вас не возникает проблем с финансированием ваших фильмов?
-- Ну, конечно, каждый раз это большой стресс. Потому что мы должны смотреть в глаза реальности: деньги всегда нужны. Но в некоторых случаях я очень дружен с теми, кто финансирует мои фильмы...
-- Я знаю, что «Перевертыши» вы финансировали сами. Насколько вы готовы и в дальнейшем материально обеспечивать свои проекты?
-- Да, в этот фильм я вложил некоторые деньги, но я никогда бы не смог оплатить его полностью. И в будущем я как-нибудь постараюсь избежать этой напасти.
Беседовала Ольга КУЗНЕЦОВА