|
|
N°157, 30 августа 2001 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Духом смелый и прямой
«История рыцаря» радует зрителей и злит критиков
Ох уж эти костюмные фильмы из далекого прошлого, в которых герои Шекспира щеголяют блатными татуировками, гладиаторы используют приемы из арсенала современного рестлинга, а за кадром непременно звучит что-нибудь гитарно-динамичное, -- жанр скользкий и опасный. Может получиться здорово и органично, как у База Лурмана в «Ромео и Джульетте», а может -- и не пришей кобыле хвост, как в каком-нибудь убогом «Планкетте и Маклейне» или у того же Лурмана в «Мулен Руж». «История рыцаря» застряла где-то посередине: уж конечно не шедевр, но когда несметные поклонники рыцарских турниров начинают притоптывать и прихлопывать в такт квиновской кричалке We Will Rock You! -- на душе становится радостно и спокойно, как в детстве, когда в шестой раз пересматриваешь «Большие гонки» или «Спасите «Конкорд».
Сюрпризов, понятное дело, в такой ситуации быть не может, но не будет и разочарований. Два десятка слов о сюжете. Франция, пятнадцатый что ли век. Юный оруженосец (Хит Леджер) присваивает себе благородное звание убитого хозяина, чтобы получить право сражаться на рыцарских турнирах, и в компании двух комических спутников (Марк Эдди и Элен Тьюдик) и не менее комического основоположника английской литературы и страстного картежника Джеффри Чосера (Пол Беттани) выходит в финал чемпионата мира по рыцарским единоборствам и завоевывает сердце прекраснейшей девушки на свете (Шэннин Соссамон). Фильм якобы снят по отдаленным мотивам одного из «Кентерберийских рассказов» Чосера, но на самом деле с классическим первоисточником связан не больше, чем «Где же ты, брат мой?» Джоэла Коэна с гомеровской «Одиссей».
Подлец критик умеет писать о шедеврах и полных провалах, а вот о нормальном, неплохом кино со смазливым главным героем, красивыми лошадками и торжеством справедливости в финале двух слов связать не может и начинает брюзжать по поводу анахронизмов, пошлостей и передержек. Зрителю для счастья надо существенно меньше. Хит Леджер («Патриот») в холщовых брюках и расшитой рубашке, отплясывающий на придворном балу под Дэвида Боуи, похож на модного манекенщика, а еще больше -- на длинноволосого паренька из провинции, приехавшего с гитарой под мышкой поступать в московский актерский вуз. Он прям и смел духом, как пушкинский рыцарь, но в отличие от последнего вовсе не сумрачен и бледен, а весел и розовощек. Рыцарские турниры выглядят безобидной и немного старомодной забавой, чем-то вроде бильярда, в котором роль кия отведена тупому копью, а роль шаров -- головам противников. Классические рок-хиты, от Queen до AC/DC, непринужденно ложатся на средневековые аттракционы. Талантливые и молодые актеры с удовольствием исполняют отлично прописанные, фактурные роли второго плана...
Пожалуй, единственный просчет создателей в длине фильма (чуть больше двух часов). После бравурного, легкого и непритязательного начала трудно подготовиться к возвышенной сентиментальности финала, и последние полчаса кажутся решительно лишними.
«История рыцаря» -- второй режиссерский проект известного сценариста Брайана Хельгеланда, удостоенного «Оскара» за сценарий «Секретов Лос-Анджелеса». Его первый фильм -- «Расплата» с Мелом Гибсоном -- впечатление произвел смешанное: Хельгеланд попытался превратить честный, крепкий боевик Джона Бурмана «В упор» (1967) в невнятную экзистенциальную драму с абсурдистским сюжетом и не слишком в этом преуспел. На съемках «Истории рыцаря» ему открылся главный секрет успеха в коммерческом кино -- простодушие. С радостью и облегчением он собрал свою новую картину из всевозможных жанровых клише, стандартных типажей и предсказуемых сюжетных поворотов. И пусть эта радость немного похожа на чувство, с которым героиня «Тридцатой любви Марины» Владимира Сорокина в финале сливается с рабочим коллективом, кино от этого только выиграло.
Алексей МЕДВЕДЕВ