|
|
N°157, 30 августа 2001 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Пятнадцатый
В Московском доме фотографии продолжается проект «24»
В Московском доме фотографии открылась 15-я выставка в рамках кураторского проекта Юрия Аввакумова «24». По идее в нем должны участвовать те фотографы, которые специализируются на съемке архитектурных объектов. Но список таких архифотографов, по всей видимости, иссяк (что, честно говоря, не удивительно -- профессия редкая). Потому теперь в проект включена выставка просто художника -- Валерия Сировского, да к тому же едва ли не впервые взявшего в руки фотоаппарат. Зато тема выставки звучит исключительно амбициозно: «Храм-Город».
Название предполагает, что на выставке речь пойдет о христианской символике, о небесном Иерусалиме, райском граде и прочих сугубо академических материях. Но Сировский снимает не храмы, а только их детали, кладку, профили, фрагменты росписей -- очень красивые, декоративные, прекрасно вписывающиеся в кирпичный интерьер зала МДФ (и совершенно невоспроизводимые в газетном черно-белом варианте). Снимает то, что ему понравилось и запомнилось. Эти фотографии оказываются воспоминаниями о путешествиях, туристическими открытками, сувенирами. Впрочем, и образцами жанра архитектурной фотографии.
Собственно, в этом задача аввакумовского проекта -- показать многообразие жанра. Один фотограф снимает на черно-белую пленку, подчеркивая линейность и призрачность архитектуры, другой -- на цветную, выявляя ее декоративность. Один фотографирует перспективные виды, другой интерьеры. Один стремится охватить пространство, другого интересуют только детали. Ну, и так далее. Поэтому даже если не все проходящие в рамках проекта выставки одинаково хороши, все равно стоит ходить на каждую. Получается заочный мастер-класс. Сировский, например, учит работать с фактурой, с цветом и с крупным планом. У него нет ни земли, ни неба -- вроде обязательных элементов архитектурной фотографии. Но о них можно узнать из предыдущих выставок. Или из последующих. Осталось еще девять.
Николай МОЛОК