|
|
N°191, 14 октября 2005 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
«Вы много говорите, а ничего не делаете»
Туркменбаши отложил газовый контракт с Украиной на неопределенный срок
Ашхабад дал Киеву еще одну хлесткую пощечину. Президент Туркмении Сапармурат Ниязов в жесткой форме напомнил гостям с Украины о долге на полмиллиарда долларов и окончательно развеял их чаяния на продление газового контракта после 2006 года. Украинские чиновники лишились одного из главных своих козырей в непростом торге с «Газпромом».
Министр топлива и энергетики республики Иван Плачков и его первый заместитель Алексей Ивченко, возглавляющий «Нафтогаз Украины», приехали в столицу Туркмении с надеждой. С собой они привезли очередное душещипательное послание -- поздравление г-ну Ниязову от президента Виктора Ющенко. «Украина рассматривает Туркменистан как ключевого партнера в Центральной Азии, как государство, которое по праву является лидером и важным фактором стабильности, -- цитирует это письмо Turkmenistan.ru. -- Мы надеемся, что это сотрудничество получит новый мощный импульс на долгосрочную перспективу». Украинский президент явно имел в виду новый 25-летний контракт на поставку туркменского газа в Киев (действующий пятилетний заканчивается в следующем году). Подписание этого документа является одним из главных фантомов украинской внешнеэкономической деятельности в последнее время. На его подписание несколько лет подряд собирался ехать экс-президент Леонид Кучма (так и не съездил), теперь г-н Ющенко с не меньшим упорством ждет Туркменбаши в Киеве для заключения этого контракта.
В Ашхабад гг. Плачков и Ивченко прибыли с предложением все же подписать эту бумагу. «Подписать 25-летний контракт?! Как мы подпишем без России? Надо нам троим сесть... Нет других вариантов», -- ответил им г-н Ниязов в эфире местного телевидения. «Или давайте новую трубу строить, -- завел он любимую песню о новом экспортном коридоре по берегу Каспия, в обход Узбекистана. После чего перешел на личности: -- Вы много говорите, а ничего не делаете. Вы отстаете. Вы то туда бросаетесь, то сюда».
И далее с удовольствием перечислил все претензии к Киеву. «Факт вопиющий... Из полмиллиарда (долларов), я говорю, 8,7 млн долл. (оплачено)... Зря обещаете. Отдайте тогда деньгами. Чо вы?.. Долг висит, -- пристыдил он гостей. -- Объекты все заваливаются... И вы обижаетесь на нас. Газ мы вам по контракту поставляем. Все в ажуре».
С апреля, когда Виктор Ющенко был очень тепло встречен Туркменбаши и накормлен горой обещаний сотрудничества в нефтегазовой деятельности, прошло всего полгода, а туркмено-украинские отношения уже превратились в сплошное унижение для Киева. Тогда г-н Ниязов был доволен, так как только-только поднял цену газа для Украины с 44 до 58 долл. с сохранением 50-процентной оплаты по бартеру. Однако уже в июне украинская делегация получила первую звонкую оплеуху. «Отец всех туркмен» на весь свет обвинил Киев в недоплате за газ и назвал партнеров мошенниками. «Нафтогаз Украины» исправно перечислял в Ашхабад только денежную часть оплаты, а товарную в первом полугодии попросту не платил. Договориться с туркменским лидером о приемлемом коэффициенте украинской продукции (в 2004 году она поставлялась по зачетной цене в 2--2,5 раза выше рыночной) команде Ивченко не удавалось, как, впрочем, и о дележе прибыли от участия в бартерной схеме внутри Украины.
В итоге г-ну Ивченко пришлось лично звонить и обещать исправиться. Помимо этого «Нафтогаз» согласился платить 44 долл. «живыми» деньгами со второй половины 2005 года, а полумиллиардный долг погасить до декабря товарами по реальной рыночной цене (без коэффициентов).
«На сегодня по 243 млн долл. согласованы спецификации и цены, до конца года эти товары будут поставлены по графику. На остальные 241 млн... мы будем сейчас согласовывать», -- цитирует Reuters г-на Ивченко. В «Нафтогазе» ситуацию не комментируют, но на перспективы разрешения газовых вопросов без особых потерь смотрят весьма пессимистично. Собеседники «Времени новостей» в компании признали, что теперь им будет очень сложно торговаться с «Газпромом» о цене.
Как известно, сейчас российский монополист обеспечивает только треть потребности Украины в газе в качестве оплаты своего экспортного транзита. Около половины закупает в Туркмении, остальное «Нафтогаз» производит сам. Российский монополист заявил, что не хочет отдавать Киеву газ по бартеру и намерен продавать по среднеевропейским ценам (по ним же оплачивать транзитные услуги). При этом еще в 2003 году «Газпром» заключил с Турменбаши 25-летнее соглашение о закупке газа, которое с 2007 года предполагает поставки на уровне 60--70 млрд кубометров (что даже несколько превышает производительность газовой отрасли Туркменистана). Продление контракта с Украиной поставило бы под угрозу реализацию российско-туркменских договоренностей и дало бы Киеву дополнительный козырь в газовой торговле с Москвой.
На этом неприятности г-на Ивченко, который является одним из главных фигурантов слухов о громких отставках на Украине с момента назначения (в марте), не закончились. В украинских СМИ была организована направленная утечка информации о масштабной проверке расходования средств в компании, которую проводит контрольно-ревизионной управление (КРУ). Говорится о том, что у КРУ есть вопросы по использованию средств, которые «Нафтогаз» взял в долг у Deutsche Bank в рамках кредитной линии на 2 млрд евро. КРУ считает, что эти деньги ушли в госказну. Впрочем, серьезность этих обвинений вызывает сомнение. Давно известно, что украинский концерн получил в апреле и августе по 300 млн евро. И в первую очередь деньги по решению правительства Юлии Тимошенко пошли на обслуживание резко (почти в два раза) выросшего налогового бремени. Но кредит и брался на пополнение оборотных средств, а значит, деньги могли быть направлены куда угодно. Важно другое: количество новостей об «успехах» г-на Ивченко (начиная с Туркмении и заканчивая Россией) на всех фронтах зашкаливает, что выглядит существенным поводом для оргвыводов. Правда, г-ну Ивченко по-прежнему удается находиться под покровительством президента Украины, который, видимо, не хочет рисковать и отдавать «Нафтогаз» из личного ведения под контроль одной из групп в своем окружении.
Алексей ГРИВАЧ