|
|
N°191, 14 октября 2005 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Страсти по Кубку конструкторов
В Шанхае станет известна лучшая команда чемпионата
Такой напряженной борьбы за чемпионский титул в «Формуле-1» не было давно. Конечно, в личном зачете ясность наступила довольно давно, хотя теоретические шансы догнать Фернандо Алонсо его главный соперник Кими Райкконен утратил лишь за три этапа до конца чемпионата. Но в командном первенстве две конюшни идут ноздря в ноздрю, попеременно вырываясь вперед.
Казалось, что на финишной прямой набравший невероятный ход «Макларен» уже не упустит своего, но ставка на осторожность и прагматичность, избранную «Рено» и в этом споре, как ранее и в персональном противостоянии Райкконена с Алонсо, может оказаться более верной.
Для пилотов этот приз менее почетный и престижный и является скорее дополнительным стимулом. Но хозяева команд никогда не упустят возможности подняться хотя бы на одну строчку вверх. По сути, хоть это соревнование и называется кубком, подразумевая, что победитель здесь только один, каждое лишнее очко в этом зачете имеет свою цену. Чем выше место, занимаемое командой, тем легче найти спонсоров, тем больше эфирное время, уделяемое команде, и соответственно больше доля в распределении доходов от телетрансляций.
Не стоит забывать и о таких преимуществах, получаемых вместе с более высоким местом в чемпионате, как выбор места для расположения моторхоума на автодроме, более выгодные боксы в паддоке, да и просто уважение со стороны соперников. Совсем недавно Эдди Джордан, чья команда в 1998 году потеснила в так называемой большой четверке «Бенеттон», имел весьма авторитетный голос на совещаниях формульной верхушки. Но когда дела этой веселой конюшни приняли печальный оборот, и мнение ее хозяина стало менее значимым.
Другой не менее шумный персонаж современной «Ф-1» Пол Стоддарт может сколько угодно бунтовать против сложившейся системы, изливая душу любящим поговорить с этим интересным человеком журналистам. Но никогда не будет услышан ни Берни Экклстоуном, заправляющим всеми коммерческими делами Большого цирка, ни Максом Мосли, президентом Международной федерации автоспорта (ФИА), ни даже своими коллегами. Его «Минарди» -- стопроцентный аутсайдер, и даже исчезновение этой команды если опечалит кого-нибудь, то только ее поклонников. Впрочем, и «Джордан», и «Минарди» доживают в «Формуле» свой последний сезон. Эти команды выкупили более серьезные игроки, что пойдет на пользу и им самим, и серии в целом.
Чемпионат конструкторов, как официально называется этот зачет, впервые был разыгран в 1958 году, спустя восемь лет после первой гонки «Больших призов». Уже тогда «Феррари» занимала особое положение при дворе королевы автоспорта, но, несмотря на то, что Майк Хоторн, выступавший за «гарцующих жеребцов» из Маранелло, в том году стал чемпионом, кубок достался конструкторам из английской команды «Вэнуэлл». Впервые «Феррари» выиграла командный чемпионат лишь в 1961 году, но это не помешало итальянцам стать самым титулованным коллективом. На их счету 14 побед, правда, шесть из них были одержаны с приходом Михаэля Шумахера.
Кстати, одна из самых трагических страниц в историю Кубка конструкторов также вписана «Феррари». В 1982 году канадец Жиль Вильнев и француз Дидье Пирони, выступавшие в ее рядах, претендовали на чемпионский титул. Но затем команду постигли два тяжелых удара: на Гран-при Бельгии погибает Вильнев, в Хокенхайме получил тяжелые травмы Пирони, после которых уже не вернулся за руль. Пришедшие на смену Патрик Тамбэ и Марио Андретти все-таки довершили дело своих предшественников и выиграли Кубок конструкторов, хотя чемпионом стал Кеке Росберг, представлявший «Уильямс».
В воскресенье приз обретет нового владельца. Для «Макларена» это будет уже девятый успех, для «Рено» -- первый, но после долгого правления «Феррари» любая новая надпись, нанесенная на кубок, станет новой главой в истории «Формулы-1».
Дмитрий СИТНИК