|
|
N°191, 14 октября 2005 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Купюры в таблетках
Почти половина российских льготников отказалась от бесплатных лекарств
Российские власти закончили «сбор заявок» на замену бесплатных лекарств деньгами. К октябрю федеральные льготники должны были определиться, что они выбирают в следующем году -- натуральны льготы или наличные, -- и как показали первые подсчеты, голоса разделились примерно поровну. Как сообщил вчера руководитель Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития Рамил Хабриев, получить льготы в натуральном выражении, а именно в виде 350 руб. в месяц, пожелали примерно 46% льготников. К концу октября Минздравсоцразвития рассчитывает сосчитать их точнее, а также проанализировать причины, по которым бесплатные лекарства стали не нужны тем, кто в них, попав в федеральные списки, по определению нуждается.
«Правильно поступили эти 46% или нет, но хочу подчеркнуть -- они имели на это право, у них были свои доводы», -- сказал г-н Хабриев. Не всегда, по его мнению, отказы объясняются плохой организацией работы по обеспечению бесплатными лекарствами: очередями в аптеках, отсутствием нужных препаратов или сложным оформлением рецепта. Он привел в пример Санкт-Петербург, где среди федеральных льготников числятся бывшие дети-блокадники, ставшие основной категорией отказников. «Многие из них пожелали получить деньги, -- рассказал г-н Хабриев. -- Но представьте себе шестидесятилетнего человека, который еще относительно здоров и просто не нуждается в лекарствах».
В свою очередь председатель комитета Госдумы по охране здоровья Татьяна Яковлева полагает, что многие из льготников отказались от лекарств не разобравшись -- под влиянием минутных настроений или досужих пересудов. «Была очень плохая разъяснительная работа, -- посетовала г-жа Яковлева. -- Большая группа больных людей, выбрав деньги, тем не менее продолжает ожидать, что государство обеспечит их препаратами. Они ведь в них действительно нуждаются. И скорее всего, не дождавшись их в поликлиниках, они будут ложиться в больницы, даже не имея достаточных показаний для госпитализации, чтобы получить их там». Поэтому, считает председатель комитета, человек должен иметь возможность вернуться в программу, если он поймет, что, получая деньги, теряет больше, чем приобретает. «Мы считаем необходимым внести поправки в закон, которые бы описывали такой механизм, рабочая группа по этому вопросу у нас в комитете уже создана», -- рассказала депутат.
Вместе с тем среди тех категорий льготников, которые получают дорогостоящие препараты (например, больных гемофилией, где курс лечения стоит около 10 тыс. долл.), желающих получать взамен бесплатных лекарств несколько сотен рублей в месяц практически нет. «Мне кажется, в программе остались три основные категории: те, кто серьезно болен, те, кто опасается ухудшений и обострений и, как следствие, увеличения потребности в лекарствах, и те, кто считает, что поскольку здесь действует страховой принцип, то пусть мои деньги идут на лечение гемофилика», -- поделился своими наблюдениями Рамил Хабриев.
При этом численность льготников в России продолжает расти довольно быстрыми темпами, что не может не беспокоить как составителей федерального регистра, так и чиновников Минздравсоцразвития. По данным «Росздравнадзора», в 2005 году количество инвалидов выросло на 700 тыс. человек, причем многие из них уже отказались от бесплатных лекарств в пользу денег. Сотрудники ведомства, по словам его руководителя, в настоящее время проверяют деятельность бюро медико-социальной экспертизы, принимающих решение о присвоении инвалидности. Но тотальных проверок и уж тем более массового освидетельствования людей со «свежими» удостоверениями, по словам г-на Хабриева, не планируется. "Никто не говорит о том, что всех инвалидов мы выстроим в очередь и начнем переосвидетельствовать. Проверка будет проводиться в очевидных случаях", -- сказал он.
По мнению же г-жи Яковлевой, список людей, которым бесплатные лекарства реально нужны больше, чем деньги, стоило бы еще расширить. Или каким-то другим образом учесть детей до трех лет. "Малышам требуются укрепляющие организм витамины и множество других веществ, поэтому дети этого возраста должны получать лекарства за счет федерального бюджета, -- объяснила она. -- Эту поправку мы надеемся оформить до конца текущего года".
Ирина БЕЛАШЕВА