Время новостей
     N°190, 13 октября 2005 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  13.10.2005
Миллиардерам от бедных
Список богатейших немцев возглавляют братья, торгующие дешевыми продуктами
Немецкий журнал деловых кругов Manager Magazin вчера опубликовал традиционный обзор о том, как идут финансовые дела у самых богатых людей Германии. Никаких сенсационных перемещений в рейтинге суперсостоятельных немцев не произошло. Как и в течение последних нескольких лет, с большим отрывом от прочих миллиардеров на первом месте снова оказались братья Карл и Тео Альбрехты, основатели и владельцы сети популярных супермаркетов под названием ALDI. Они уже давно поделили между собой Германию на «северную» и «южную». Состояние младшего брата -- 83-летнего Тео, владеющего ALDI Nord, -- составило 15,1 млрд евро. А вот 85-летний Карл с ALDI Sued довел свое состояние до 15,6 млрд евро.

Для непосвященных небезынтересно будет узнать, что в Германии магазины с этим названием, которые рекламируют себя как «продовольственный дискаунтер» пользуются наибольшей популярностью у самых неимущих слоев населения. Берлинский корреспондент «Времени новостей» как-то услышал на улице разговор двух молодых людей. Один из них, видимо, недавно покинувший армию безработных, рассказывал о пережитых им плохих временах: «Представляешь, я пять лет жил от ALDI!»

Постоянными клиентами торговых точек братьев-миллиардеров являются получатели социальной помощи, длительные безработные, бедные иностранцы и т.п. При этом сами магазины ничем, кроме удивительно низких цен на продукты, не отличаются от «нормальных» немецких супермаркетов. Это касается и оборудования торговых залов, ассортимента продуктов и пр.

Свой первый магазин Тео Альбрехт открыл в 1962 году в Дортмунде, и назывался он Albrecht Discounter. Сегодня магазины сети ALDI открыты в 16 странах Европы и в США. Предпринимательское ноу-хау Тео Альбрехта состояло в том, что его магазин торговал «безымянными марками» продуктов. На самом деле их производителями являются самые известные продовольственные концерны -- Neestle, Maggie, Dr. Oetker, Mueller и т.п. «Трюк» состоит в том, что на упаковках самих продуктов эти звонкие имена отсутствуют, поэтому их и продавать можно дешевле. Это выгодно производителям -- ведь таким образом образуется громадный дополнительный оборот без риска для того же, скажем, Neestle скатиться в ранг производителей товаров для дискаунтеров. Имена производителей для ALDI принято держать в секрете, однако периодически бульварные газеты публикуют «разоблачения» на тему: «Кто стоит за марками ALDI?»

И буквально хрестоматийным в Германии среди не слишком состоятельных граждан стало понятие «компьютер от ALDI». В дни, когда объявляется их продажа, перед супермаркетами выстраиваются длинные очереди. Ведь современная электроника продается здесь по тому же принципу -- «скрытые» фирменные производители и цены, которые может себе позволить малоимущий.

В мировом рейтинге супербогатых людей «братья Альди» занимают соответственно 9-е и 10-е места. Любопытно, что брат по имени Карл оказался на первом месте среди тех немцев-миллиардеров, кому удалось в течение года быстрее всего приумножить свое состояние. По сравнению с прошлым годом его состояние увеличилось на 400 млн евро.

Бизнес ALDI на продуктах питания для бедных создал обоим братьям недосягаемое для многих состояние. Что и говорить -- на третьем месте в списке супербогатых 43-летняя Сузанна Клаттен, крупный акционер BMW и фармацевтической компании Altana («всего-то» 7,8 млрд евро). За ней следуют владелец дома торговли по каталогам Otto, а также глава одноименного холдинга Фридрих Карла Флика. Вот и задумаешься, чем в Германии выгоднее заниматься -- продавать дешевые, но качественные кофе и лапшу или самые дорогие автомобили? Ведь семья с известной фамилией Porsche пока никак не выберется с 9-го места в перечне немецких миллиардеров.

Юрий ШПАКОВ, Берлин