|
|
N°191, 14 октября 2005 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
По пути наибольшего сопротивления
Михаил Фрадков все еще надеется снизить НДС
Пока печальные новости из региона под названием Кабардино-Балкария вытесняли все прочие, правительство на очередном заседании обсуждало, как с помощью регионов "догонять и опережать" (именно так накануне сформулировал новый лозунг кабинета министров премьер Михаил Фрадков). То есть удвоить ВВП к 2010 году любой ценой.
Нынешнее правительство России не догоняет и не опережает. Премьер, судя по всему, уже не знает, как еще проявить свою решительность в деле удвоения ВВП и увеличения темпов роста экономики. Накануне внесения 15 октября в Белый дом окончательного варианта проекта среднесрочной программы социально-экономического развития страны премьер вновь и вновь обратился к подчиненным с требовательным напутствием учесть в проекте снижение налогов и поддержку экспорта.
Прежде всего речь идет о возможности снижения ставки НДС с 18 до 13%, обнулении импортной пошлины на непроизводимое в России высокотехнологичное оборудование, сокращении ставки выкупа земли предприятиями и создании на базе ВЭБа и Росэксимбанка единого Экспортно-импортного банка. «Прошу министерства, и в первую очередь вас, Герман Оскарович (Греф, министр экономического развития. -- Ред.), учесть это, -- указал г-н Фрадков. -- Надо воспользоваться финансово-экономической стабильностью в стране, пойти по пути наибольшего сопротивления и выработать комплекс мер».
Известно только, что сегодня «по пути наибольшего сопротивления» в правительственной команде идет один премьер. И сопротивляется ему практически весь экономический блок. После того как премьер на прошлой неделе подписал поручение министрам, где значится и разработка законопроектов снижения налогов, главный экономист страны Герман Греф немедленно высказался против. Он заявил, что снижение ставки НДС до 13% -- неоправданный риск. До г-на Грефа такую же позицию в виде особого мнения зафиксировали главный финансист страны Алексей Кудрин и даже лояльный к Фрадкову глава Федеральной службы по финансовым рынкам Олег Вьюгин, который поспешил обнародовать свое несогласие с премьерскими поручениями аж из Лондона. И только президентский советник по экономическим вопросам Андрей Илларионов, пожалуй, впервые поддержал премьера. Даже слишком: он высказался за отмену НДС.
Обструкция подчиненных, кажется, вывела премьера из состояния дипломатичного прагматизма. И еще накануне готовый не педалировать некоторые чересчур конкретные поручения «по увеличению темпов роста», г-н Фрадков вновь идет в бой. И речь не о рекомендациях, а о требованиях. И вновь поручения, носящие «обсуждаемый характер», превратились у Фрадкова в обязательные. «Я прошу к этому отнестись серьезно, -- подчеркнул глава кабинета, посмотрев на главного экономиста. -- Мы задачу должны выполнить».
Г-н Греф вряд ли обрадовался такому повороту дела. Пусть даже в глубине души заранее предполагал, что ничегошеньки в насмерть замученной доработками среднесрочной экономической программе за оставшиеся два дня учтено не будет. Похоже, знает это и г-н Фрадков. Но все же как опытный аппаратчик премьер решил подождать. Одновременно, как он сам любит выражаться, прощупывая оппонентов. Как они работают с регионами, как участвуют в разграничении полномочий с центром.
Премьер потребовал от г-на Грефа добиваться безубыточности каждого региона и одновременно искать там ответы на самые острые вызовы времени. «Я хотел бы рассчитывать на то, что мы не успокоимся, сидя сложа руки на стабилизационном фонде. И что будем искать источники роста, позволяющие уйти от зависимости от внешнеэкономической конъюнктуры. Такие подсказки -- на территориях», -- отметил премьер. В качестве примера правительство в целом одобрило экономическую программу развития Курил. Правда, скорее не для удвоения ВВП, а чтобы объяснить Японии накануне визита туда президента Путина, что островов японцам не видать.
Вера КУЗНЕЦОВА