|
|
N°191, 14 октября 2005 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Отвязанное поведение
Правительство хочет оградить российские бензиновые цены от пагубного влияния мировых нефтяных
Что будет с бензиновыми ценами после 1 января 2006 года, когда закончится срок действия заморозки розничных цен на нефтепродукты, пока не берется предсказать никто. Один из вариантов решения этой проблемы правительство видит в реформе налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ). Правда, как считают эксперты, опрошенные "Временем новостей", такая реформа вовсе не гарантирует, что проблема дорогого бензина в России решится быстро и просто.
В ответ на "добровольно-принудительное" решение нефтяников заморозить цены на бензин до конца года правительство пообещало проработать возможность введения налоговых каникул по НДПИ при разработке новых месторождений, попытаться наконец дифференцировать ставку этого налога и отменить привязку НДПИ к мировым ценам на нефть. И если решение первых двух вопросов наверняка дело не недель и не месяцев, учитывая, сколько копий было сломано о реформу налогообложения нефтянки в последние несколько лет, то отвязка налога от мировых цен и введение фиксированной ставки чисто технически представляется более решаемой задачей. Сегодня ставка НДПИ рассчитывается исходя их среднего значения курса доллара, среднего уровня цен на нефть сорта Urals и коэффициента Кц, учитывающего динамику мировых цен на нефть.
Одно из предложений -- зафиксировать ставку налога за тонну нефти на определенной отметке (величина этой ставки -- пока предмет обсуждения) после превышения мировой цены уровня 27 долл. за баррель. На случай же падения мировой цены нефти ниже 27 долл. предполагается включать прежний механизм расчета плавающей ставки в зависимости от мировых цен. «Сегодня реформа НДПИ -- один из немногих факторов, который способен помочь нашему рынку, у нас есть большие мощности для производства нефти, но ограничены экспортные мощности, которые контролируются правительством, -- говорит Владимир Тихомиров, старший экономист инвестиционной компании «Уралсиб». -- Если привязку отменят, то, возможно, что внутренние цены будут иметь свою собственную динамику и, вероятно даже снизятся». Именно контроль за экспортными трубопроводами позволит создать несколько искаженную ситуацию, когда цены внутри ниже, чем снаружи, подчеркивает эксперт.
Пока правительство не отдает контроль за трубопроводами в частные руки (в то, что это когда-либо произойдет в России, верится с трудом), отвязка налога от мировых цен -- наиболее эффективный способ стабилизировать цены внутри страны. Другое дело, что это будет иметь финансовые последствия для бюджета, ведь снижение любого налога стоит дорого. "Однако нельзя надеяться, что манипуляции с НДПИ будут иметь долговременный эффект, ведь в перспективе в условиях открытой экономики отвязаться от глобальных цен невозможно", -- считает г-н Тихомиров.
«Отвязка от мировых цен частично разумна, хотя и не панацея», -- сказал Сергей Некрасов, аналитик компании «ИМА-консалтинг». Нужно в целом более гибко реагировать на нынешнюю динамику цен на рынке, например, пересматривать экспортные пошлины не раз в два месяца, а раз в месяц, считает он. При этом снизить цены при помощи того комплекса мер, который представители правительства пытались сформулировать в последние две недели, вряд ли можно, говорит г-н Некрасов: "Максимум, чего удастся достичь, это замедления роста".
Брать в пример в решении бензинового вопроса другие страны аналитик также не советует. Например, такой инструмент, как выброс на внутренний рынок стратегического запаса топлива, как это делает, к примеру, США, в наших реалиях вряд ли сработает. "Этот инструмент требует серьезного контроля, организации и прозрачности. Можно вспомнить, что у нас творилось в сельском хозяйстве, когда полгода заявляли, что будут зерновые интервенции, но в результате они прошли тогда, когда крестьяне все зерно уже продали перекупщикам", -- поясняет г-н Некрасов. Точно так же малоэффективно было бы пытаться воздействовать на бензиновые цены путем жестких ограничений, например, путем балансовых заданий, по которым обязательный назначенный государством объем нефти направлялся бы на российские нефтеперерабатывающие заводы, считает он.
Отвязка от мировых цен -- это иллюзия решения проблемы, считает Игорь Николаев, директор департамента стратегического анализа компании ФБК: «Если мы отвязываемся от мировых цен, возникает вопрос определения стоимости добытой нефти для налогообложения, НДПИ имеет характер роялти, и в свое время его привязали к мировым ценам не просто так, а именно потому, что возникла проблема определения стоимости". Учитывая, что более половины добытой нефти уходит на экспорт, не учитывать мировые цены было бы действительно неразумно.
"Но даже если теоретически предположить, что мы отвяжемся от мировых цен, то зависимость наших бензиновых цен от мирового рынка нефти не настолько прямолинейна, как сегодня стараются представить", -- говорит г-н Николаев. Ведь если отменить привязку НДПИ к мировым ценам на нефть, экспортировать станет более выгодно. Тем более что этот налог не будет изымать у нефтяников столько дохода, как сегодня, снова появится мощнейший стимул к экспорту. А с введением возможной дифференциации НДПИ этот стимул еще больше возрастет, сузится предложение нефти на внутреннем рынке, российские НПЗ будут испытывать дефицит, и стоимость топлива возрастет.
Отвязаться от мировых цен невозможно, можно только закамуфлировать проблему, которая имеет гораздо более фундаментальную основу, уверен представитель ФБК. «Надо пытаться воздействовать на мировую цену нефти путем предложения, как бы громко это ни звучало. Но пока складывается впечатление, что с ОПЕК наша страна на этот предмет не очень тесно работает», -- говорит Игорь Николаев.
Ирина СКЛЯРОВА