|
|
N°191, 14 октября 2005 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Референдум на крови
При любом исходе референдум 15 октября в Ираке по вопросу об утверждении конституции не приведет к серьезным позитивным сдвигам в крайне запутанной и трагической ситуации. Собственно, с самим референдумом все просто: либо проект конституции, разработанный парламентской комиссией, будет одобрен -- и тогда в декабре состоятся выборы в постоянный парламент, а затем будет избран постоянный президент республики и создано правительство. Либо -- если в трех из 18 провинций страны большинством в две трети голосов документ будет отклонен -- вся громоздкая процедура начнется сначала: выборы во временный парламент, снова выработка конституции, референдум, еще выборы.
Сложность в другом: что будет после референдума. Надо вспомнить, почему вообще возникла возможность отклонения конституции тремя провинциями; известно, что речь идет только о трех суннитских провинциях около Багдада. Там население, повинуясь призыву своих лидеров, может проголосовать против документа, составленного представителями курдской и шиитской общин. Известна и официальная причина такой позиции: сунниты опасаются, что шиитско-курдский вариант конституции, не исключающий возможности федеративного устройства государства, приведет к распаду Ирака.
Ведь северная часть страны, Курдистан, согласно принятому проекту, уже выделяется в федеральный регион, и нет гарантии, что впоследствии не будет создан еще и шиитский регион на юге, где большинство населения шииты. Ирак уже не будет единым государством, и, кроме того, в этих двух автономных регионах окажется вся нефть, главное богатство страны.
Это, повторим, официальная причина отрицательного отношения суннитских лидеров к вынесенному на референдум проекту конституции. Подлинная причина глубже: сунниты опасаются, что политическая власть в арабской части Ирака будет находиться в руках шиитов, а суннитская община, доминировавшая в стране в течение столетий, окажется на заднем плане. Такой исход реален: ведь даже если сунниты на декабрьских выборах не станут повторять свою тактику бойкота (она привела к тому, что в парламенте, избранном в январе, представительство суннитов незначительно), все равно троекратный численный перевес арабов-шиитов над арабами-суннитами обеспечит доминирование первых в законодательном органе страны. Это конец "суннитской эры" в Ираке.
На этом фоне и следует анализировать последствия референдума 15 октября.
Если суннитским лидерам не удается в "своих" провинциях добиться того, чтобы большинство сказало "нет", то конституция принимается, на декабрь назначаются выборы, призванные создать постоянные органы власти. Смирятся ли сунниты с таким поражением? Наверняка нет. Напротив, их умеренные, склонные к компромиссу лидеры будут окончательно скомпрометированы, как не сумевшие предотвратить приход к власти шиитов. К руководству суннитской общиной придут вожаки боевиков, сторонники силовой борьбы против американских оккупантов и их "шиитских союзников". Эти люди, уже на протяжении многих месяцев организующие в альянсе с иракским филиалом «Аль-Каиды» теракты против американских солдат, иракских полицейских и вообще мирного шиитского населения, продолжат борьбу с удвоенной энергией. В этих условиях новые органы власти, которые должны быть избраны в декабре, будут обладать не намного большей легитимностью в глазах населения, чем нынешнее правительство, считающееся ставленником Вашингтона. Кровавый хаос продолжится.
Если проект конституции провалится, то шииты и курды будут обескуражены, но им не останется ничего иного, как начать все сначала. Весь конституционный цикл затягивается еще на год. В новом временном парламенте, который будет образован в результате очередных промежуточных выборов, суннитов будет больше, чем в парламенте нынешнем. А из новой конституции будут убраны все намеки на федеральное устройство государства, за исключением автономии Курдистана (тут уже ничего изменить нельзя, иначе курды вообще захотят выйти из состава Ирака).
Многие сунниты будут удовлетворены. Возникнет перспектива создания стабильной системы власти, при которой, однако, шииты с курдами все равно останутся в большинстве и в парламенте, и в правительстве. Поэтому радикальное крыло суннитов пойдет на новые вооруженные провокации, чтобы сорвать подобную перспективу. В конце концов терпение шиитов лопнет, и их вооруженные формирования начнут отвечать суннитским боевикам. Они уже совершают "карательные операции", но пока не крупные. А вот если они перейдут к серьезным акциям, то гражданская война, призрак которой давно витает над Ираком, может стать реальностью, и вывод американских войск тут уже ничего не изменит.
Профессор Георгий МИРСКИЙ