Время новостей
     N°156, 29 августа 2001 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  29.08.2001
Бюджет вынесет двоих
Государство выбрало, кого поддержать в авиализинге
В ходе завершившегося вчера конкурса на государственную поддержку авиационных лизинговых проектов комиссия так и не смогла определить абсолютного победителя. Поэтому рекомендовала правительству профинансировать сразу два проекта, представленных компанией «Ильюшин-финанс» и Финансовой лизинговой компанией (ФЛК).

Конкурс был объявлен в июне 2001 года, чтобы выявить и материально поддержать за счет бюджета наиболее эффективный проект производства и лизинга отечественных пассажирских самолетов. Первоначально предполагалось, что победитель конкурса будет один. На этапе вскрытия заявок, 14 августа, были отсеяны две компании-претендента. Конкурсную гонку продолжили четыре фирмы. «Ильюшин-финанс» просил госпомощи для производства десяти Ил-96 на Воронежском авиазаводе и десяти Ту-204 -- на Ульяновском. ФЛК планировала сделать десять Ту-214 на Казанском авиазаводе. «Центральная авиационная лизинговая компания» (ЦАЛИЗ), водящая в группу «Лидер», предложила программу производства Ту-204, которых на первом этапе предполагалось сделать 12 штук, а в перспективе -- до 80. Наконец, ЗАО «Центролизинг» выразило намерение восстановить пять самолетов из парка разорившейся авиакомпании «Внуковские авиалинии». Вчера председатель конкурсной комиссии, первый замминистра экономического развития Иван Матеров объявил, что два претендента -- «Ильюшин-финанс» и ФЛК -- набрали одинаковое количество баллов. Комиссия рекомендует правительству дать денег обоим.

Вчера Матеров не стал разъяснять свою методику оценки. (По данным газеты «Время новостей», «Ильюшин-финансу» присудили 409 баллов, ФЛК -- 402, ЦАЛИЗу -- 392, а «Центролизингу» -- 250.) Но замминистра, по его словам, на 95% уверен, что оба победителя получат бюджетное финансирование. Матеров сказал, что в этом году правительство готово выделить на эти цели 3 млрд руб. В проекте бюджета-2002 заложен 1 млрд руб., и «есть намерение» добавить еще 1,1 млрд. Господдержка будет оказана путем выкупа контрольного пакета лизинговых компаний-победительниц. Некоторые опасения у Матерова вызывает только парламент, который должен утвердить всю эту схему в рамках принятия бюджета.

Генеральный директор ЗАО «Ильюшин-финанс» Александр Рубцов сказал газете «Время новостей», что «просто очень рад». Радость Рубцова немного омрачал лишь факт, что его предложения были приняты не полностью: в части Ил-96 комиссия их одобрила, а в части Ту-204 -- отвергла. Станислав Лейченко, гендиректор авиакомпании «Атлант-Союз», для которой предназначаются четыре из десяти этих Ил-96, узнал об одобрении проекта от корреспондента газеты «Время новостей» и тоже очень обрадовался. «Это заставляет верить, что справедливость есть», -- сказал он.

Как ни удивительно, итогами конкурса довольны и проигравшие. Президент группы «Лидер» Игорь Лейко привел нам с полдюжины причин, по которым конкурс оставил приятное впечатление (исключительно серьезное рассмотрение проектов комиссией, высокий балл, присвоенный ЦАЛИЗу, рекомендация поддержать эту фирму из других бюджетных статей, с которой конкурсная комиссия обратилась к Минтрансу, и т.д.). Лейко не понял только одного: «Как компания, которая просила меньше всех денег и обещала больше всех самолетов, получила меньше баллов, чем те, кто просил больше денег?!» Но, принимая во внимание расстановку сил и интересов, Лейко считает, что «на этом этапе достиг своей цели».

Михаил КУКУШКИН