Время новостей
     N°188, 11 октября 2005 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  11.10.2005
Поматросят и бросят
РАО «ЕЭС» не намерено стратегически заниматься развитием ЖКХ
Коммунальный бизнес для РАО «ЕЭС России» больше не является стратегическим. Зампред правления энергохолдинга, председатель совета директоров «Российских коммунальных систем» (РКС) Яков Уринсон вчера на пресс-конференции в Тамбове, отвечая на вопрос о будущем РКС после реструктуризации РАО, заявил: «Мы хотели бы выйти из этого бизнеса так же, как РАО "ЕЭС" вышло из REN TV». Перед этим, по его словам, бизнес РКС должен быть структурирован и проект должен стать прибыльным. Ранее акционеры говорили, что на это потребуется минимум три года. Таким образом, получается, что РАО «ЕЭС» исчезнет как таковое не ранее следующих президентских выборов, а вовсе не в 2006 или 2007 году, как предполагалось ранее.

Впрочем, проект РКС всегда был для РАО в большей степени социальным -- весной 2003 года нагрузка в виде ЖКХ стала своеобразной платой отечественных финансово-промышленных групп за доступ к реформе энергетики. В этом эксперименте решили участвовать РАО «ЕЭС» (25%), Газпромбанк (25%), «Ренова», «Кузбассразрезуголь», «Интеррос», банк «Еврофинанс» и «Евразхолдинг» (все по 10%). Впоследствии, когда реформа энергетики затянулась и ее перспективы до сих пор довольно туманны, требующие серьезного финансирования коммунальные активы стали обременять инвесторов. В итоге Газпромбанк и «Ренова» продали свои доли «Комплексным энергосистемам» (КЭС, владеют и управляют энергетическими активами Виктора Вексельберга), а кому продал акции РКС «Интеррос» -- неизвестно. Месяц назад президент РКС, он же глава КЭС Михаил Слободин говорил, что ведет переговоры с компанией Владимира Потанина о покупке этого пакета, чтобы использовать его в качестве опциона для поощрения менеджмента РКС.

Впрочем, источник «Времени новостей», близкий к РКС, еще месяц назад высказывал предположение, что «Комплексные энергосистемы» де-факто уже контролируют весь проект и намерены его продолжать под патронатом РАО. Г-н Слободин говорил месяц назад, что РАО и КЭС в ближайшие три года вложат в проект 300 млн долл. «на паритетных началах» (в РАО уточняли, что речь идет об инвестициях пропорционально доле участия).

Вчера же г-н Уринсон заявил: «РАО «ЕЭС» мечтает, чтобы все процессы разделения (энергохолдинга в рамках реформирования. -- Ред.) завершились, и тот бизнес, который мы начали развивать в малой энергетике, акционерам РАО, в том числе государству, принес бы доход». Причем доходность, по его мнению, не должна быть ниже 20% (т.е. не ниже, чем при продаже REN TV). «Но все это будет возможно, когда будет нормальный порядок в собственности, в менеджменте, в тарифах», -- указал он. Г-н Слободин же в сентябре говорил, что этого удастся добиться как раз через три года.

Иными словами, энергетики рассматривают себя в ЖКХ лишь как антикризисных менеджеров, а не бизнесменов, желающих зарабатывать и развивать активы. Это немного расходится со словами Анатолия Чубайса двухлетней давности: при запуске проекта РКС он говорил о том, что в России для успешного ведения бизнеса в большой энергетике необходимо консолидироваться в том или ином виде с малой энергетикой. И уж тем более новая позиция РАО расходится с линией на присоединение к энергохолдингу «полупрофильных» активов -- таких, как новый алюминиевый завод неподалеку от Богучанской ГЭС (его предполагается построить на паритетных началах с РУСАЛом, равно как на таких же условиях достроить БоГЭС) или «Силовые машины». Все это означает, что реформа электроэнергетики снова затягивается (если вовсе не останавливается). Что вполне логично -- деньги иностранных инвесторов, готовых вкладывать в отрасль, сейчас так не требуются, как в 1999--2000 годах, когда у страны не было огромного потока нефтедолларов.

Николай ГОРЕЛОВ