|
|
N°188, 11 октября 2005 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Семейной дружбы больше не будет
Вступление Ангелы Меркель в должность федерального канцлера Германии принято связывать с неким охлаждением в отношениях с Россией. Свое мнение на этот счет корреспонденту «Времени новостей» Юрию ШПАКОВУ высказывает руководитель исследовательской группы «Россия и СНГ» германского Института международной политики и безопасности Роланд ГЕТЦ.
-- Уверен, что отношения Германии и России радикально в худшую сторону не изменятся. Они находятся на высоком уровне, нет по-настоящему крупных проблем. Все существенные расхождения между Россией и Германией за прошедшие годы были успешно решены. Созданы прочные основы для сближения двух стран через взаимный туризм, торговлю... Россия и Германия являют собой пример самых прочных и стабильных межгосударственных отношений в рамках Европы. Германия -- крупнейшая страна в Европе, и географически она находится близко к России. Обе страны просто обречены на стратегическое партнерство.
-- Усилит ли правительство Ангелы Меркель критику в адрес России по поводу Чечни?
-- Партийный союз ХДС/ХСС в оппозиции постоянно обвинял «красно-зеленое» правительство канцлера Шредера за то, что эта критика России не слишком остра. Теперь мы вправе ожидать смены тональности в высказываниях, но в правительстве новые лидеры будут приводить свои аргументы в более сдержанной форме, чем они это делали в оппозиции. И Ангела Меркель на посту канцлера будет стремиться в первую очередь сохранять и приумножать весь тот положительный потенциал отношений, который сложился в годы правления ее предшественника.
-- А «дежурная порция» критики по поводу демократии в России?
-- Критика чаще всего звучит, когда речь заходит о соблюдении прав человека в России. Дискуссия на этот счет останется, но это не будет помехой развитию сотрудничества. Следует помнить, что Германия свою внешнюю политику проводит в союзе с другими европейскими странами, и она не может и не должна идти собственным «германским» путем. Такого особого пути в современной Европе быть не может.
-- Но при канцлере Шредере германо-российские отношения приобрели некую самостоятельность. Вспомним хотя бы позицию в отношении иракского кризиса.
-- Ось Париж--Берлин--Москва хотя и была временной, но внесла разлад в единый европейский механизм. И делу укрепления Европы этот союз отнюдь не послужил. Не должно существовать «особых» германо-российских отношений, уводящих в сторону от единого пути, который прокладывает Евросоюз.
-- Принято считать, что много положительного в германо-российских отношениях появилось благодаря дружбе канцлера Шредера и президента Путина...
-- Теперь такой дружбы между руководителями Германии и России не будет. Начнутся более деловые, сдержанные отношения, такие, какие существуют у президента Путина с Бушем, Блэром или Шираком. С этими политиками у российского лидера теплые дружеские контакты, но личные встречи не подменяют собой политический процесс. А то, что происходило у Шредера с Путиным, больше походило на семейную дружбу, а не на межгосударственную политику.
Беседовал Юрий ШПАКОВ