|
|
N°188, 11 октября 2005 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Статистическая погрешность
Геннадий Меликьян считает, что темпы роста банковской системы снизятся
Замедление темпов роста банковской системы стало одним из последствий введения в России системы страхования вкладов (ССВ), считает зампред Банка России Геннадий Меликьян. Таким выводом он поделился с журналистами в кулуарах банковского форума в Праге. Впрочем, поясняет он, дело не в том, что отечественные кредитные организации стали хуже развиваться. Просто, принимая банки в ССВ, регулятор заставил их избавляться от фиктивных активов. «Отчетность становится более надежной, ей можно верить. Статистически темпы окажутся ниже, но это свидетельство того, что мы наводили порядок», -- говорит г-н Меликьян.
По прогнозу зампреда ЦБ, увеличение кредитования реального сектора составит 30% в номинальном выражении по итогам 2005 года, при том что в течение последних нескольких лет этот показатель составлял 38--45%. Замедлится и рост капитализации банковской системы.
«Система страхования позволила нам не только защитить частных вкладчиков. Мы попытались навести порядок в банках, заставив их отказаться от многих «серых» схем, направленных, в частности, на увеличение капитала и кредитного портфеля, -- сказал Геннадий Меликьян. -- В результате те показатели, которые сейчас публикуют банки, стали более реальными».
Впрочем, сами банкиры мнение регулятора, похоже, не разделяют. «Я думаю, что в нынешнем году темпы роста будут столь же высокими, как и прежде. Определение же фиктивности кредитного портфеля очень субъективно. Конечно, каждый случай требует отдельного анализа, но стоит помнить, что рост темпа кредитования является главной задачей банков. Важно, чтобы действия ЦБ шли на пользу, а не во вред», -- сказал «Времени новостей» президент Ассоциации российских банков Гарегин Тосунян. «Что касается схем кредитования, то ЦБ зачищал в основном мелкие банки, снижение их показателей не может серьезно повлиять на результаты всей системы. К тому же если посмотреть на отчетность топ-100, то их кредитные портфели только растут», -- считает директор рейтингового агентства НАУФОР Виктор Четвериков.
Действительно, сейчас для российских банков кредитование, как розничное, так и корпоративное, является основным источником прибыли. Фиктивные же сделки никакой прибыли не приносят, следовательно, в них не заинтересованы те финансовые институты, которые своей главной целью ставят повышение эффективности бизнеса. Расчет банков понятен -- только с ростом своей доходности они могут быть интересны потенциальным инвесторам. А привлечение в капитал крупного акционера, желательно иностранного, заветная мечта большинства российских банкиров. Так что финансистов, которые продолжают «рисовать отчетность», осталось мало на рынке не только из-за вмешательства регулятора.
Зато участники рынка рекомендуют Банку России обратить внимание на другие результаты введения ССВ. «ЦБ, безусловно, проделал титаническую работу, однако, по моему мнению, дал добро на работу с населением многим банкам, которые этого не заслуживали. На мой взгляд, в ходе отбора в ССВ было совершено немало ошибок, которые надо преодолеть», -- полагает г-н Тосунян. «ЦБ пропустил в систему страхования слишком много слабых банков, -- соглашается г-н Четвериков. Будет еще немало отзывов лицензий у банков, прошедших в ССВ».
Наталья РОМАНОВА, Прага