|
|
N°188, 11 октября 2005 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
С восточной мудростью
Гоночная серия А1 набирает обороты
Нынешний сезон, несомненно, войдет в историю мирового автоспорта. И не только потому, что в «Формуле-1» наконец-то прервалась беспрецедентная победная серия Михаэля Шумахера, а в чемпионате мира по ралли Себастьен Лоэб, наоборот, подтвердил свое превосходство. Конечно, эти события останутся в памяти, но со временем все это отойдет на второй план. Главным впечатлением года останется старт новой серии «A1 Гран-при».
Пока новорожденный ведет себя тихо, скромно обживая трассы, в основном обделенные вниманием первой «Формулы». Отец-основатель серии шейх Мактум Хашер Мактум аль-Мактум понимает, что привлечь зрителя просто гонками пусть даже лучших пилотов мира на лучших машинах задача невыполнимая по той простой причине, что такие гонки уже существуют. Конечно, «Формула-1» несовершенна, но вершину, на которую она поднялась, штурмовать нет смысла -- слишком сильна пока армия, возглавляемая Берни Экклстоуном. Порой в его штабе возникают заговоры, но на общую обороноспособность это не влияет -- чужаков на свою территорию эти генералы от автоспорта не пустят. Можно попытаться вступить в их ряды, но скорее всего новобранца будет ждать долгая безрадостная служба рядового бойца, далекого от командных позиций. Поэтому шейх с истинно восточной мудростью избрал другой путь.
Объявив свой чемпионат Мировым кубком автоспорта, основанным на олимпийском принципе равенства всех участников, шейх Мактум нисколько не кривил душой. Это действительно состязание между странами, в котором может принять участие любое государство. Нужно только выкупить лицензию, стоящую сущие относительно затрат на содержание формульной конюшни копейки -- приблизительно восемь миллионов долларов. За эту сумму команда получает две машины (основную и запасную), а также полное обеспечение расходными материалами -- топливом, маслом, запчастями -- в течение всего сезона.
Регламент серии предусматривает моторам долгую жизнь на все 12 этапов. Однако ремонт все-таки разрешен -- замене не подлежит только блок цилиндров. В ходе гонки пилот может воспользоваться режимом PowerBoost, который повышает мощность движка на 30 «лошадок». Но пользоваться этой функцией придется бережно -- ее действие ограничено по времени. Принцип единообразия применен и к остальным важным деталям автомобиля -- шинам, тормозам, коробкам передач. Сложная электроника вообще оказалась под запретом. Командам остается только перед гонкой выбрать тип резины и настроить аэродинамическую оснастку автомобиля.
Простота в комплектовании и оснащении команд с лихвой компенсируют запутанные правила проведения гонок. Так называемая спринтерская гонка продолжается в зависимости от автодрома 15--30 минут. Старт в ней дается с ходу, как в американских сериях. За победу в спринте пилот получает десять очков, за второе место -- девять, и так до гонщика, финишировавшего десятым, которому начисляется один балл. После этого начинается основная гонка продолжительностью 45--60 минут. Стартовая решетка формируется по итогам спринта, стартуют машины уже с места. Очки распределяются по той же системе. Бонусное очко получает команда, чья машина показала лучшее время на круге в любой из двух сессий. Здесь нет личного зачета, очки зарабатывает только команда. Поэтому пилотов можно менять после каждой, в том числе и в течение одного этапа.
Пользуясь языком других командных видов спорта, можно сказать, что на первый этап в Брэндс-Хэтч вышли 25 сборных. Здесь были и гиганты автоспорта Великобритания, Франция, Германия, Бразилия, Италия -- страны, выигрывавшие трофеи во всех классах; и команды, представляющие государства с хорошими автомобильными традициями -- США, Япония, Голландия; и уж совсем «карликовые» в мире автоспорта страны -- Пакистан, Ливан... К этой же категории можно отнести и команду России. Наши спортсмены делают только первые шаги, осваиваясь в международных соревнованиях. Поэтому не стоит удивляться результату, показанному в Брэндс-Хэтч Алексеем Васильевым: в спринте он приехал предпоследним, а в основной гонке его машину развернуло, и Алексей не смог финишировать. Следующий этап в Германии наша команда решила пропустить -- пилоты были заняты в других соревнованиях. Но уже 23 октября в Эшториле Россия вновь выйдет на старт.
Больше всех очков в Германии набрали французы, выигравшие обе гонки. После двух этапов с 30 очками лидирует Бразилия, на очко отстают Франция и Новая Зеландия.
Дмитрий СИТНИК