|
|
N°156, 29 августа 2001 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
CD-MUSIC
Муза кричащих
Английская группа Muse сейчас возведена на недосягаемый пьедестал: они теперь чуть ли не спасители рок-н-ролла. С таким мнением согласиться очень легко: достаточно неискушенным ухом послушать их предыдущий альбом и новый, Origin Of Symmetry (Motor/Universal). Первая же композиция, New Born, демонстрирует творческую концепцию Muse в полном масштабе: начинается с медленной фортепианной секвенции, ей вторит бас, потом врубается гитара с «фуззом» и оглушительные барабаны -- и хит для юной аудитории готов. Они под эту песню будут прыгать и показывать «козу», как их старшие братья лет пятнадцать назад. При этом нельзя сказать, что Muse «никакая» и бледная группа, напротив -- у них есть несомненные плюсы. Например, коллектив очень любит смену темпов и переменные размеры, что всегда звучит здорово и свежо. То есть у них получается даже не «альтернатива», а какое-то подобие скрещения этого стиля с «прогрессивом». Также присутствует необходимейший в наше время компонент -- надрывный вокал с придыханием. Вот это бесконечное насилие над голосовыми связками и определяет содержание, цели и задачи группы -- Muse играет не музыку, а в ваши эмоции. Как пятнадцать лет назад всякие германские спид-металлисты отчаянно форсировали, но не красоты ради, а чтобы добавить эмоциональной окраски. Кончилось это вокальное пиршество тем, что с появлением действительно ненормальных, изломанных гранжеров Nirvana, Alice In Chains и т.д., славных «спидовиков» просто перестали воспринимать всерьез. Может быть, кто-то переорет и Muse. Хотя вряд ли -- энергии им действительно не занимать.
Только спокойствие!
Обозреваемые компакт-диски роднит жанр «фоновой» музыки и то, что все эти релизы выпущены в России по лицензии. Судьба почти всех «фоновых» групп одинаково незавидна: их приятная музыка звучит везде (в телезаставках, рекламе, хороших магазинах, где понимают, что не всех покупателей надо глушить по башке сборником советской попсы), многим такая музыка нравится, но как узнать, кто играет? А «фоновая» музыка не такая уж халтура, ее так надо делать, чтобы и звучало приятно-медленно, и от дела не отвлекало, и не занудно было.
Все три альбома коллектива Soul Ballet, играющего смесь smooth jazz и new age, продавались у нас на протяжении нескольких лет на пиратских компакт-дисках, так что «неизвестными» их можно назвать с определенной натяжкой. Группа -- одна из лучших в данном направлении, а выпущенный «Правительством звука» по лицензии российский сборник Soul Ballet «Струны души» содержит двенадцать самых ярких композиций из всех трех альбомов. Незатейливо расположенные в хронологическом порядке, композиции, тем не менее, образуют некое единство, происходящее скорее всего из своеобразия жанра. Важный штрих: «пиратский» вариант альбома Trip The Night Fantastic, самого «ночного» творения группы, содержал странные шумы и потрескивания. На «Струнах души» звук в этих композициях чист, как минеральная вода.
Всем известны издаваемые который уж год сборники разной спокойной музыки, что звучит в легендарном «Кафе у моря» (Cafe del Mar) на испанской Ибице, самом музыкальном острове мира. Все диски этой серии, равно как и все композиции данного, восьмого по счету «тома» Cafe del Mar -- Volumen Ocho (Universal), объединяет «спокойствие и только спокойствие», такое, которое чувствуешь на заре у моря после многочасового рэйва. Эффект абсолютно реален: слушатель данного CD с первых же вещей альбома погружается в расслабленную атмосферу, чему способствуют флейта в композиции Utopia коллектива Goldfrapp и легкий гитарный перебор в латинообразной Sunrise норвежской группы Afterlife. Сборник объединяет артистов разных стран и стилей: мейнстрим представляет модная Дайдо (песня Worthless в духе поздних Everything But The Girl), менее коммерческую музыку -- Lamb (песня Gabriel). Несмотря на такую пестроту имен и названий, сборник на редкость цельный, и с задачей своей -- оказание терапевтической помощи -- справляется идеально.
Изведанная начинка
«Жизнь -- коробка шоколадных конфет, -- говорила мама Форреста Гампа, поясняя для непонятливых: -- Никогда не знаешь, какая начинка достанется». К альбому Death By Chocolate -- «Смерть от шоколада» (Universal) группы De Phazz это не относится, так как хоть название и пугает слушателя, но начинка каждой конфеты, т.е. песни, известна и совершенно безобидна. Это салонный smoth jazz, «изи лиснинг» и чуть-чуть фанка в качестве консерванта. Правда, все это слегка модифицировано в духе нашего времени -- то есть сэмплы там всяческие -- но в общем звучит как старая эстрада. Песня Something Special -- как эстрада советская.
«Муха Це Це» -- это не муха
Это карточная игра, в которую «режутся» завсегдатаи аргентинских пивных. Аргентинская группа La Mosca Tse Tse просуществовала уже шесть лет, успев за это время выпустить два альбома. Новый диск Buenos muchachos (EMI Odeon) знакомит нас с не очень-то распространенным вариантом «латино» -- на сей раз отлитым в роковую форму, и получается, что на стыке этих жанров можно писать материал с любым эмоциональным настроем. Альбом открывается веселой Todos tenemos un amor, продолжается драматичной (с риффом а-ля «Агата Кристи»!) No me rompas la cabeza, а Todo pasa -- вообще Сантана, ни дать ни взять. Таких штучек бы побольше, тогда и овцы были бы целы, и волки сыты, то есть поклонники какого-нибудь Иглесиаса-младшего будут радостно прыгать, и их отцов-»сантанистов» с души воротить не станет. Ну, правда, поиск компромиссов -- не лучшая задача для рок-музыкантов, но если удается компромисс этот найти, что же тут плохого?
Александр БЕЛЯЕВ