|
|
N°156, 29 августа 2001 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
«Здесь платят только франками!»
Лучшие банки для евро -- стеклянные
Картина была достойна голливудского боевика: охраняемый пятью десятками вооруженных до зубов полицейских и жандармов бронепоезд из десяти вагонов тяжело подошел к пустынному перрону города Валанс. Тут же появились инкассаторские машины, сопровождаемые военными джипами с расчехленными пулеметами. 70 тонн монет евро -- совершенно новеньких, никем еще не виданных, -- прибыли с завода в Пессаке на юго-западе Франции, чтобы разойтись по всей единой Европе. За сто с небольшим дней до введения в странах ЕС общей валюты «операция евро» вошла в решающую стадию. Французский монетный двор выдал на-гора первую партию монет, отлитых из специального сплава «нордик», в котором сплелись воедино сразу четыре металла.
Всего французы должны будут отчеканить для собратьев по континенту 12 миллиардов монет евро. Металлическая валюта восьми номиналов: 1 цент (по-французски -- сантим), 2 цента, 5 центов, а также 10, 20, 50 центов и, наконец, 1 и 2 евро. На одной стороне монет в 1 или 2 евро будет изображена европейская символика, на другой же -- национальные эмблемы в соответствии со спецификой и с традициями каждой из стран ЕС. С 1 января будущего года евро повсеместно войдет в обиход, а с 17 февраля 2002-го французский франк прекратит хождение. Такое же отмирание поэтапно произойдет и с валютой других европейских государств. И вот тут-то, по мнению многих, начнется самое интересное.
Дело в том, что пока никто ни во Франции, ни в сопредельных с нею странах не представляет конкретно и ясно, как выглядят монеты и банковские билеты новой валюты. Центральный европейский банк бьет тревогу: опасайтесь фальшивок! Уже сейчас полиция Пятой республики открыла нескольких дел по поводу махинаций предприимчивых мошенников: злоумышленники предлагали «честным буржуа» обменять их франки на поддельные евро.
По оценке специалистов с Парижской биржи, в наволочках и в стеклянных банках граждан Пятой республики хранится на сей день более сотни миллиардов франков, о существовании которых налоговое ведомство формально не имеет ни малейшего представления. Рачительные потомки галлов -- особенно в провинции -- традиционно не доверяют банковским и кредитным учреждениям и испокон веку предпочитают хранить сбережения не в сберкассе, а в матрасе или под нижним бельем в стенном шкафу. Как обменять эти огромные и совершенно конкретные в представлении каждого обывателя деньги на пока что абсолютно абстрактные для «человека с улицы» евро? Тем более что во Франции действует негласное, но весьма строго соблюдаемое правило: банк не имеет права принять от физического лица как вклад или обменять на другую валюту сумму более 20 тысяч франков без предъявления клиентом документа, удостоверяющего его личность. Если же вы хотите положить на свой счет более 50 тысяч франков «налом», то непременно обязаны заявить о происхождении денег.
При таком раскладе обывателю, зарабатывающему свои «кровные», может быть, и не совсем легально с точки зрения французского фиска, нет смысла самому лезть в петлю -- идти в банк и заявлять о своих мелких финансовых хитростях. И правительство Пятой республики предпочло закрыть глаза на матрасные накопления сограждан: теперь каждый француз может за один присест положить на свой счет до 25 тысяч франков или обменять на евро до 50 тысяч франков. Без объяснения происхождения денег и без предъявления удостоверения личности. Надо признать, что пока усилия властей ощутимых результатов не приносят: французы не спешат к банковским стойкам и по-прежнему с недоверием взирают на манипуляции функционеров. Последние же опасаются и другого: а что если вместе с «честными буржуа» к кассам потянутся мафиози, получившие благодаря переходу на евро великолепную возможность для очистки «грязных» денег? Скажем, как отличить консьержа или таксиста, обменивающего на евро чаевые, полученные за целый год, от «жучка» -- подставного лица, легализующего средства преступной группировки, специализирующейся на наркотиках и торговле оружием?
На живописном рынке, что в двух шагах от посольства Украины в престижном Седьмом округе Парижа, торгуют забавными брелоками: пластиковый кругляш с прорезью, а в нем крутится диск с цифрами. Прокрутил диск, сопоставил синюю цифру с красной и без труда определил: 15 евро равны 98,39 франка; 7 евро -- 45,92 франка. Казалось бы, все понятно. Но когда я предложил торговцу этой полезной безделушкой заплатить за нее в евро с помощью моей чековой книжки, тот недвусмысленно покрутил пальцем у виска: «Нет, месье! Здесь платят только франками!»
Кирилл ПРИВАЛОВ, Париж