|
|
N°156, 29 августа 2001 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
«Поговорите с талибами об экономике!»
Посол Пакистана в России предлагает выход из афганского тупика
В понедельник западным дипломатам наконец позволили навестить восьмерых задержанных в Афганистане иностранных миссионеров (талибы обвиняют их в попытке обратить мусульман в христианство). Впрочем, это вовсе не означает, что арестантов отпустят: по шариатским законам им угрожает смертная казнь, а «Талибан» на раз доказывал готовность делать самые отчаянные шаги. О том, как можно вести диалог с Афганистаном, спецкору газеты «Время новостей» Евгению АНТОНОВУ рассказывает посол Пакистана в России Ифтихар МУРШЕД.
-- Генсек ООН Кофи Аннан сказал недавно, что санкции против «Талибана» неэффективны и мир должен придумать новый способ воздействия на талибов. О чем идет речь?
-- А разве санкции когда-либо работали? Мы не согласны по существу с резолюцией Совбеза ООН 1333, поскольку она устанавливает эмбарго только для одной стороны -- талибов. Мировое сообщество говорит, что оно стремится к мирному решению афганского конфликта. Но разве то, что афганская оппозиция будет получать военную помощь, оружие и т.п. из-за границы, обеспечивает мирное решение? Нет. Кроме того, нынешние талибы -- не те, что в 1995 году, они гораздо умереннее. Можно вспомнить первое заявление госдепартамента США по афганской проблеме: в нем, в частности, говорилось, что хотя среди талибов и есть экстремисты, но чтобы сдерживать их, надо их не изолировать, а вести с ними дела. С августа 1998 года талибы контролируют около 95% территории. Их уже нельзя просто так выкинуть из страны. Единственный выход в нынешней ситуации -- сотрудничать и с «Талибаном», и с «Северным альянсом».
-- Талибы не производят впечатления умеренных. Вспомните разрушение статуй Будды, нынешнее задержание миссионеров...
-- Ни одна страна не пыталась остановить уничтожение статуй так, как Пакистан. Мы направили министра внутренних дел в Афганистан, но у него не получилось -- вот еще одно свидетельство того, что наше влияние на талибов ограниченно. Как и весь мир, мы осуждали уничтожение статуй Будды. Но почему мир так же не осуждал уничтожение мечети Бабура индийскими фундаменталистами? (Около двух лет назад эта историческая мечеть в индийском городе Айодхья была разрушена, на ее месте воздвигли индуистский храм. -- Ред.) Насчет миссионеров: шло расследование, которое, насколько я понимаю, закончено. Принято решение о допуске к ним дипломатов. Если все так, я не думаю, что кто-то будет казнен. Пакистан против исламского экстремизма. Недавно наше правительство запретило две такие организации: суннитскую «Лашкари Джангви» («Группа Джангви») и шиитскую «Сипае Мухаммад» («Сила Мухаммеда»). Мы выяснили, что эти группы, прикрываясь исламом, начали тренировать людей для различных действий -- в Кашмире или Афганистане, неизвестно. Правительство приняло постановление, согласно которому религиозным организациям запрещено собирать средства на поддержку восстаний в любых частях мира, тренировать людей в военных целях. Это, возможно, наиболее важный индикатор нашей позиции. Когда «Талибан» выпустил постановление, согласно которому все индуисты на территории Афганистана должны носить желтые повязки, мы выступили против.
-- Как вести диалог с таким непредсказуемым партнером?
-- Посмотрите на главные мировые проблемы: наркотики, терроризм, вмешательство во внутренние дела других стран. Посмотрите, что делают талибы. Они наложили запрет на выращивание опийного мака. Если мировое сообщество на самом деле хочет ужесточить контроль за оборотом наркотиков, настало время выделить афганским крестьянам компенсации. Поговорите с талибами о терроризме: они скажут, что сами его жертвы. Они также скажут, что их интересы -- только внутри страны, они не хотят вторгаться в Пакистан, Узбекистан или Китай, только навести порядок в своем доме. Нужно просто сконцентрироваться на всем позитивном, что есть в Афганистане, сотрудничать по этим направлениям -- и так мы уйдем от негативного аспекта. Я не веду речь о немедленном снятии санкций -- технически это сложно. Но диалог должен начаться. Экстремизм есть везде, и в половине случаев он связан именно с экономическими проблемами.
-- Кстати, в свое время активно обсуждалась идея трансафганского газопровода из Туркмении через Афганистан и Пакистан к Индийскому океану...
-- Это проект американской компании Unocal, который «жил» до 1997--1998 гг. Если не ошибаюсь, его стоимость составляла чуть более 1 миллиарда. Но Unocal вышла из проекта. Теперь, думаю, пора его реанимировать. Это же кратчайший маршрут к теплым морям! Если Unocal не хочет участвовать, есть другие -- аргентинская Bridas, японские, российские компании. Ссылки на «политические риски» -- не аргумент. 95% территории Афганистана стабильны уже три года. Да и вообще, стабильности нет во многих странах мира. Например, у Судана большие нефтяные запасы, на юге страны идет война. Но это не помешало проложить трубопровод не так далеко от зоны боевых действий. Что же тогда останавливает в Афганистане?
-- Ситуация в Пакистане тоже нестабильна: власть остается в руках военных... Неужели они ее отдадут?
-- Наше правительство привержено идее восстановления демократии -- в следующем году в Пакистане обязательно пройдут выборы. Запрета на участие в выборах нет ни для одной из партий.
-- Военные не собираются создать свою партию и поучаствовать в выборах?
-- Насколько я знаю, нет. Останется ли у власти генерал Мушарраф -- это будет зависеть от ситуации. Напомню, что он был назначен президентом согласно конституции, дал присягу в присутствии главного судьи Верховного суда. Это делает его пребывание у власти законным. Могу напомнить: по конституции президентский срок -- пять лет.
-- Вопрос номер один в международной дипломатии -- Договор по ПРО. Возможно, американцы выйдут из него уже в ноябре. Не исключено, что Китай ответит на это наращиванием ядерного арсенала. А что сделает в ответ Пакистан, который считает Пекин своим союзником?
-- Мы верим в региональную и глобальную стратегическую стабильность. Любое нарушение стабильности в любой точке мира -- не позитивное развитие. Индия работает над системой противоракетной обороны, подобной американской. Наша позиция в том, что это приведет к эскалации ядерной гонки.
Беседовал Евгений АНТОНОВ