|
|
N°187, 10 октября 2005 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Из документа «Дополнительные меры, направленные на ускорение темпов экономического роста»
...В соответствии с прогнозом социально-экономического развития Российской Федерации на 2006 год и на период до 2008 года даже при благоприятной конъюнктуре мировых рынков сырья и энергоносителей темпы роста валового внутреннего продукта при реализации указанных мероприятий могут составить 5--6% в год, что не позволяет решить задачу удвоения ВВП за десятилетие.
В этой связи необходимо осуществление дополнительных мер, которые были бы направлены на ускорение темпов экономического роста и решение первоочередных задач. При выработке указанных мер следует исходить из принятых на 2006--2008 годы основных макроэкономических показателей, прежде всего уровня инфляции и предельного объема государственных расходов.
Меры налогового стимулирования
...Предлагается снизить начиная с 2007 года ставку НДС с 18 до 13% при условии, что снижение ставки не должно сопровождаться увеличением доли государственных расходов в ВВП.
Увеличение темпов экономического роста за счет снижения ставки НДС может составить до 0,5 процентного пункта роста ВВП. Среднегодовой темп роста промышленного производства увеличится на 0,3--0,5%, а увеличение темпов роста инвестиций с учетом привлеченных средств составит 1,1--1,3 процентного пункта в год. При этом выпадение бюджетных доходов, по оценкам, может вначале составить около 300 млрд руб. Вместе с тем следует учитывать, что осуществление данной меры позволит за счет реализации новых проектов, выхода из тени и увеличения налогооблагаемой базы обеспечить дополнительные доходы федерального бюджета в размере около 150 млрд руб. При этом следует иметь в виду, что прогнозируемый профицит бюджета в 2005 году в объеме 1440,3 млрд руб., а в 2006 году -- в объеме 776 млрд руб. Объем Стабилизационного фонда Российской Федерации достигнет в 2006 году 2,24 трлн руб., в 2007-м -- 2,6 трлн руб., а к 2008-му -- 3 трлн рублей.
Необходимо также рассмотреть вопрос об упрощении порядка возмещения налога на добавленную стоимость.
Следует изменить действующий механизм расчета ставки налога на добычу полезных ископаемых (далее -- НДПИ), который позволяет изымать у организаций ценовую ренту, не учитывая часть природной или дифференциальной ренты, которая связана с неоднородностью природных и производственных факторов. В связи с этим необходимо провести комплексные изменения НДПИ, включая отказ от их привязки к мировым ценам на нефть и повышения базовой ставки, разработку и введение поправочных коэффициентов, учитывающих горно-геологические и экономико-географические условия месторождений, разработку новых месторождений, а также возможности и условия поставки нефти на внешний и внутренний рынок, что будет способствовать сдерживанию роста цен на нефтепродукты на внутреннем рынке.
В целях осуществления мер по совершенствованию налогового администрирования необходимо в том числе исключить нормы о невозможности подачи уточненной налоговой декларации после принятия решения о проведении выездной налоговой проверки; ограничить права налоговых органов по срокам бесспорного взыскания налогов и расширению случаев их применения; уточнить нормы законопроекта, касающиеся запрета проведения повторных налоговых проверок, а также установить, что датой окончания выездной проверки является дата вручения налогоплательщику справки о проведенной выездной налоговой проверке; проводить выездные налоговые проверки в отношении обособленных подразделений только в случае, когда на них возложена обязанность по исполнению обязанностей налогоплательщика; сохранить права на отсрочки и рассрочки по уплате налога в случае задержки финансирования из бюджета или оплаты выполненного налогоплательщиком государственного заказа.
Развитие инновационной сферы
Необходимо совершенствовать инфраструктуру инновационной деятельности, в том числе развивать технопарки, технико-внедренческие зоны, бизнес-инкубаторы и иные формы, способствующие стимулированию инновационной деятельности.
Для внедрения в коммерческий оборот результатов научно-технической деятельности следует определить порядок распоряжения правами на результаты научно-технической деятельности, созданные за счет бюджетных средств.
Следует также законодательно определить порядок передачи технологий, предусматривающий регламентацию передачи за рубеж прав на объекты интеллектуальной собственности.
В целях обеспечения эффективного развития отрасли информационно-коммуникационных технологий в РФ предусматривается создание Российского инвестиционного фонда технологий и инноваций.
Вместе с тем считали бы целесообразным создание федерального инновационного фонда развития отраслей экономики. Необходимо обеспечить капитализацию указанного федерального инновационного фонда и определить порядок формирования и использования его средств.
...Необходимо дальнейшее развитие Венчурного инновационного фонда. При этом полагаем возможным рассмотреть вопрос о минимально допустимом уставном капитале фонда не менее 1,35 млрд руб., что позволит обеспечить экономическую эффективность использования средств федерального бюджета, направляемых в фонд.
Развитие транспортной инфраструктуры
В целях развития транспортной системы в РФ, в частности, развития морских грузовых портов как важнейшего элемента этой системы, целесообразно рассмотреть комплекс мер, реализация которых обеспечила бы заинтересованность грузовладельцев в экспорте через российские морские порты.
Принимая во внимание международный опыт, а также перспективу вступления России в ВТО, было бы целесообразно рассмотреть возможность: объявления территории портов зонами пограничного и таможенного контроля; организации на территории морских портов производства и переработки продукции в режиме свободной таможенной зоны; введения на территории морских портов режима свободной таможенной зоны.
Банки развития
В настоящее время ограниченные возможности государства по капитализации Российского банка развития и отсутствие необходимой законодательной базы не позволяют ему реализовывать финансово-экономическую политику Правительства РФ и осуществлять в полной мере финансирование и обслуживание государственных инфраструктурных проектов, федеральных целевых программ и федеральной адресной инвестиционной программы.
В связи с этим основными направлениями деятельности Банка должны стать: льготное и долгосрочное кредитование инвестиционных проектов; предоставление гарантий по долгосрочным кредитам коммерческих банков, предоставляемых ими проектов и программ общенационального значения; экспертиза, отбор и анализ эффективности инвестиционных проектов с привлечением при необходимости ведущих зарубежных экспертов; осуществление государственной поддержки малого предпринимательства; развитие финансового лизинга машин и оборудования; привлечение иностранных инвестиций, прежде всего ресурсов международных и региональных банков развития; контроль за эффективностью использования и возвратностью бюджетных средств.
В целях реализации поставленных задач необходимо принятие соответствующего федерального закона, определяющего его функции, задачи и полномочия, принципы и механизмы реализации программ банка в рамках бюджетного процесса, а также закрепляющего статус банка как уполномоченного банка Правительства РФ.
Целесообразно обеспечить капитализацию Российского банка развития, увеличив его уставный капитал до уровня примерно 25--30 млрд рублей.
Государственная поддержка экспорта
...Было бы целесообразно создать на базе Внешэкономбанка и Росэксимбанка государственный специализированный экспортно-импортный банк, законодательно определив его статус, функции и полномочия.
Основной задачей банка должно являться осуществление мер финансовой поддержки экспорта товаров и услуг на основе предоставления и рефинансирования экспортных кредитов, субсидирования процентных ставок по экспортным кредитам коммерческих банков, предоставляемых иностранным импортерам через экспортно-импортный банк.
Следует рассмотреть вопрос о повышении уровня капитализации Банка примерно до 30 млрд руб., что будет соответствовать размеру капитала аналогичных зарубежных банковских структур.
В целях оперативности принятия решений следует внести изменения в бюджетное законодательство, предусматривающие увеличение предельной суммы государственных гарантий до 100 млн долл. США, осуществляемых без включения в Программу государственных внешних заимствований.
Рынок недвижимости
В целях вовлечения земли и недвижимости в хозяйственный оборот предлагается завершить процесс переоформления права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право собственности или аренды.
Установление высоких выкупных ставок может привести к тому, что совокупная стоимость выкупаемых участков, по оценке Минэкономразвития России, составит 22,8 млрд долл., а по оценке предпринимательского сообщества -- 100 млрд долларов.
Размер выкупных цен и арендной платы должен быть установлен с учетом допустимой финансовой нагрузки на промышленные предприятия и должен стимулировать приобретение земельных участков в собственность путем установления минимальных цен, а в некоторых случаях бесплатно.
В связи с этим следует:
-- установить цену выкупа земельных участков в пределах не более 20% от кадастровой стоимости земельного участка, расположенного в поселениях с численностью населения свыше 3 млн человек, и не более 2% -- для расположенных в иной местности;
-- установить размер годовой арендной платы за земельные участки, в основном соответствующий размеру земельного налога, рассчитанного для арендуемых земельных участков;
-- предусмотреть возможность предоставления рассрочки платежей за выкуп земельных участков, переоформление прав на земельные участки, в том числе занятые объектами линейной инфраструктуры и земельные участки из состава земель сельскохозяйственного назначения;
-- продлить на три года срок обязательного переоформления права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками, находящимися в государственной или муниципальной собственности, на которых расположены здания, строения и сооружения (истекает 1 января 2006 г. - Ред.);
-- вводить при необходимости дополнительные платежи при перепрофилировании земельных участков.
Развитие ипотеки
...Необходимо увеличить объем государственных гарантий по заимствованиям ОАО «Агентство по ипотечному жилищному кредитованию» на период 2006--2008 гг. до 58 млрд руб., дополнительные взносы в уставный капитал -- 14,2 млрд руб. Общий объем государственных гарантий Российской Федерации по заимствованиям Агентства накопленным итогом на конец 2010 года может быть ограничен предельной величиной 152 млрд рублей.
Дополнительными мерами, направленными на развитие ипотечных ценных бумаг, является вовлечение средств Пенсионного фонда Российской Федерации, которое позволит интенсифицировать процесс увеличения сроков обращения ипотечных ценных бумаг, сократить государственные расходы на обслуживание внутреннего долга, являющегося основным объектом инвестирования пенсионных накоплений на сегодняшний день, и увеличить доходность по пенсионным накоплениям.
Необходимо также совершенствование законодательного регулирования долевого строительства многоквартирных домов и иных объектов недвижимости, исключив солидарную ответственность банка, предоставившего кредит, по обязательствам застройщика перед участниками долевого строительства, что будет способствовать обеспечению участия банков в строительстве.
Следует внести изменения в законодательство РФ, предусматривающие совершенствование требований к ипотечному покрытию и процедуре выпуска и обращения ипотечных ценных бумаг. В этой связи необходимо уточнить порядок определения размера ипотечного покрытия, требования к ипотечному покрытию и порядок досрочного погашения облигаций с ипотечным покрытием, а также изменить механизм страхования жизни заемщика (залогодателя) путем установления в качестве выгодоприобретателя по договору страхования банк, выдавший кредит, или лицо, являющееся залогодержателем.
Снижение таможенных пошлин на технологическое оборудование
В целях обеспечения обновления основных производственных фондов необходимо принять решение о дополнительном снижении или отмене ввозных таможенных пошлин на технологическое оборудование,
Кроме того, следует обеспечить выработку четких и прозрачных процедур по определению технологического оборудования, не имеющего аналогов в Российской Федерации, а также повысить оперативность принятия решений.
Территориальные производственные кластеры
Одним из новых направлений по развитию предпринимательства может стать развитие высокотехнологичных территориально-отраслевых кластеров.
Необходимо разработать и утвердить Концепцию развития кластеров и соответствующий план мероприятий по ее реализации, а также организовать эксперименты по поддержке реализации мер кластерной политики на региональном и муниципальном уровнях.
Следует рассмотреть основные необходимые формы государственной поддержки территориально-отраслевых кластеров.
Снижение административных барьеров
Важным направлением социально-экономической политики Правительства РФ является последовательное осуществление мер по дебюрократизации экономики и снижению государственного вмешательства в предпринимательскую деятельность.
Однако реализация указанных мер сопровождается в ряде случаев новыми административными барьерами, что во многом обусловливается как несовершенством законодательного регулирования, так и недостатками правоприменительной деятельности государственных органов. В результате существенного снижения административного вмешательства в деятельность хозяйствующих субъектов не происходит.
В частности, данная проблема возникает при обеспечении гарантий собственности на уровне судебной системы. В качестве меры, повышающей эффективность деятельности органов судопроизводства и реализации принципа равенства участников процесса, целесообразно повысить прозрачность системы в целом и предложить внедрить практику гласной и открытой публикации всех без исключения решений, принимаемых судебными органами, в том числе и в электронных средствах информации, включая соответствующие интернет-сайты, что позволит существенно повысить уровень общественного контроля за деятельностью судебной системы, эффективность работы в целом и создаст условия для сокращения возможностей коррупции судебных инстанций.
Реализация предлагаемых мер позволит, с одной стороны, решить часть первоочередных проблем, с которыми сталкивается российский бизнес, а с другой -- будет способствовать ускорению экономического роста в стране и деловой активности в целом. По оценкам экспертов, в том числе и специалистов со стороны предпринимательского сообщества, суммарный эффект может составить дополнительно до 1,5 % ВВП к 2008 году.
|