Время новостей
     N°188, 11 октября 2005 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  11.10.2005
Прощание с прошлым
Новый президент Кабардино-Балкарии установил рекордные привилегии для старого
Свеженазначенному президенту Кабардино-Балкарии Арсену Канокову приходится начинать с попыток решения очень сложной межнациональной проблемы. В Кабардино-Балкарии крайне остро стоит вопрос разграничения муниципалитетов, которого требует федеральный закон №131 о реформе местного самоуправления. Реализация части положений этого закона КБР в начале этого года возобновила противоречия между двумя титульными этносами республики -- кабардинцами и балкарцами. Балкарцы протестуют против фактического поглощения нескольких собственно балкарских населенных пунктов столицей республики -- городом Нальчик. Правда, во вчерашнем референдуме в поселке Хасанья приняло участие лишь чуть более половины избирателей. Это дало право некоторым экспертам говорить о расколе балкарского движения.

Руководитель балкарской общественной организации «Алан» Суфиян Беппаев версию раскола движения отверг. По его мнению, число проголосовавших -- 50,8% -- позволяет считать референдум состоявшимся. Невысокая, но вполне приемлемая для нынешних времен явка, по словам г-на Беппаева, скорее была вызвана дождливой погодой, чем противодействием властей. За самостоятельность Хасаньи проголосовало 99,2% пришедших к урнам. Глава «Алана» считает, что другая половина жителей села согласна со своими более активными соседями. Он не комментирует перспективы официального признания плебисцита, но надеется, что проблема будет «спокойно решена политическим путем»: «Уже есть предварительные договоренности с новой властью (речь идет о президенте КБР. -- Ред.) и на уровне Южного федерального округа. Нам обещано, что Хасанью и Белую Речку оставят в прежнем статусе».

Между тем шанс на признание итогов референдума выглядит тем более призрачным, что они отнюдь не продемонстрировали единства хасаньинцев. Накануне голосования республиканский избирком собрался на внеочередное заседание с участием прокурора Нальчика Анатолия Тхагапсоева и решил, что правовых последствий хасаньинское голосование иметь не будет, потому что решения о пересмотре статуса муниципалитетов -- исключительная прерогатива республиканского парламента. Последний еще зимой принял законы «Об административно-территориальном устройстве КБР» и «О статусе и границах муниципальных образований». По этим законам поселок Хасанья, а заодно поселки Белая Речка, Кенже и Адиюх с 1 июня 2005 года утратили статус муниципалитетов и стали микрорайонами Нальчика.

В феврале балкарские депутаты республиканского парламента потребовали созвать экспертную комиссию для проверки соответствия республиканских «муниципальных» законов конституции республики. Комиссия, однако, противоречий не выявила. Тот же результат был получен в конституционном суде КБР, куда представители сел обратились в августе. Сторонники самостоятельности сел настаивают на том, что федеральный закон в случае пересмотра статуса того или иного муниципального образования требует согласия населения. До минувшего воскресенья население балкарских поселков дважды попыталось выразить несогласие на референдуме, но его проведение запрещали власти.

Вчерашняя, третья, попытка также была сопряжена с трудностями -- хотя Суфиян Беппаев полагает, что единственным негативным шагом со стороны власти было решение избиркома о неправомерности референдума, принятое накануне. Воскресным утром появились сведения о том, что здание администрации Хасаньи и еще два избирательных участка, где инициативная группа собиралась проводить голосование, опечатаны милицией, а сами милиционеры препятствуют жителям, желающим принять участие в голосовании. Но г-н Беппаев рассказал «Времени новостей», что слухи о росте напряженности в Хасанье не оправданны. «Никакого обострения нет, голосование идет, -- сказал г-н Беппаев в середине дня в воскресенье. -- В официальных помещениях проводить его запретили, но инициативная группа поставила палатки. Никаких препятствий нет, народ идет активно, собралось много машин». Суфиян Беппаев считает, что само согласие власти допустить голосование балкарцев в Хасанье означает смену курса, начатую назначенным в конце сентября новым президентом Арсеном Каноковым и направленную на оптимизацию межэтнических отношений в республике.

Сам Арсен Каноков, хоть и хвалил этническую политику своего предшественника, уже несколько раз заявил, что «не собирается быть преемником Валерия Кокова в полном смысле этого слова». Речь идет не только о национальном вопросе. Президент уже пообещал заменить треть состава правительства республики -- он недоволен тем, что внутри старой команды «очень много интриг и непонятных взаимоотношений». В прошлую пятницу кабардино-балкарский парламент принял внесенный г-ном Каноковым законопроект об изменении структуры органов исполнительной власти: профильные агентства, выделенные из кабардино-балкарских министерств в мае этого года, чтобы кабинет был больше похож на федеральный, возвращаются назад в министерства. Премьер Геннадий Губин подсчитал, что из-за агентств затраты на содержание вверенного ему аппарата выросли за три месяца на 32 млн руб. -- при том, что республика дотируется более чем на 70% и в рейтинге самых дотационных регионов России занимает седьмое место -- сразу же за разрушенной войнами Чечней.

Какими именно будут кадровые перемены, пока сказать трудно. Действующий кабинет за исключением уже назначенного премьера Геннадия Губина с 28 сентября исполняет свои обязанности временно. Новый состав, из которого, по словам президента Канокова, уйдет треть действующих министров, должен быть утвержден на этой неделе. Президент утверждает, что «неприкасаемых не будет», а на случай противодействия уже разработаны «система безопасности и схема взаимоотношений».

Часть местных наблюдателей предполагает, что влиятельные коковские управленцы могут пойти на искусственную дестабилизацию обстановки, чтобы доказать свою эффективность и незаменимость. Впрочем, оперативная обстановка в республике и так остается довольно напряженной. В ночь на воскресенье в Нальчике была слышна перестрелка, а накануне правоохранительные органы задержали двух подозреваемых в подготовке большого теракта в аэропорту Нальчика, связанных, как полагает следствие, с организаторами декабрьского нападения на офис Госнаркоконтроля. (В минувший четверг в городском суде Нальчика начался судебный процесс над частью обвиняемых в нападении и пособничестве). А вечером в воскресенье в городе был обнаружен схрон с большим количеством боеприпасов и взрывчатки, предназначенной, по одной из версий МВД республики, как раз для теракта в аэропорту.

С другой стороны, на днях мусульмане Кабардино-Балкарии обратились к президенту Канокову с просьбой открыть мечети, закрытые в течение нынешнего года по настоянию МВД, и прекратить необоснованное преследование мусульман правоохранительными органами.

В любом случае окончательные кадровые решения по руководству правоохранительных структур останутся за федеральным центром. Зато уже точно известно, что в ближайшее время будет ликвидировано управление делами президента и правительства -- вспомогательная структура, роль которой выросла в период тяжелой болезни предыдущего президента. Руководитель управления Сафраил Кучмазоков считается одним из самых влиятельных членов команды Кокова, фактически осуществлявших власть в КБР, пока болел сам глава. Решение о ликвидации управления уже принято парламентом, хотя конкретные сроки не обозначены.

Пикантная деталь заключается в том, что за три дня до внесения в парламент законопроекта о реформе исполнительной власти президент Каноков подписал указ о гарантиях своему предшественнику. В указе сказано, что основная часть затрат на обеспечение этих гарантий должна будет осуществляться за счет средств, предусмотренных как раз на финансирование управления делами.

Но для оплаты пенсионных привилегий Валерия Кокова наверняка найдутся иные бюджетные схемы. За г-ном Коковым пожизненно сохраняется 80% зарплаты, охрана для него и находящихся с ним родственников, спецтранспорт, спецсвязь, государственная медицинская страховка, право пользоваться официальными залами вокзалов и аэропортов и право ставить гриф «правительственная» на всю свою корреспонденцию. Экс-президент сможет иметь аппарат помощников со специальным помещением и всей необходимой оргтехникой, фонд заработной платы которых будет ежемесячно равняться двум президентским окладам.

После смерти Валерия Кокова каждый член его семьи получит «ежемесячное пособие в сумме, равной десятикратному размеру базовой части трудовой пенсии по старости, установленной федеральным законом на день его смерти». Кроме пенсии, родственники на десять лет сохранят за собой право пользоваться служебным транспортом, медицинским обслуживанием и ежегодным санаторно-курортным лечением.

Иван СУХОВ