Время новостей
     N°187, 10 октября 2005 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  10.10.2005
Не поехало
Приватизация КамАЗа в следующем году не состоится
Правительство, похоже, передумало приватизировать КамАЗ. Хотя еще недавно министр экономразвития Герман Греф заявлял о намерениях в следующем году выставить госпакет (34,01%) на продажу, возможно через размещение на зарубежных биржах. В минувшую пятницу пресс-служба Белого дома сообщила, что распоряжением премьера Михаила Фрадкова от 5 октября в перечень стратегических предприятий и организаций включен КамАЗ, а также его дочерние или аффилированные предприятия -- "КамАЗ-Дизель", "Камазинструментспецмаш", "КамАЗ-Металлургия" и "Камский прессово-рамный завод". Все эти предприятия расположены в Набережных Челнах. По мнению экспертов, в ситуации, когда правительство старается прибрать к рукам интересные рентабельные активы или хотя бы усилить контроль за ними, продажа КамАЗа выглядела бы достаточно странной. К тому же с самого начала возникновения идеи о приватизации госпакета КамАЗа, тем более путем размещения не в России, а на западных биржах, у этой идеи были сильные противники. Кроме того, в минувшую пятницу КамАЗ получил от Внешэкономбанка (действующего от имени Минфина) иск на 150 млн долл., которые не были предприятием оплачены в рамках кредита ЕБРР и ExIm Bank of Japan, и на предприятии утверждают, что выплата этой задолженности приведет «к снижению коэффициента текущей ликвидности компании до критического уровня». Продавать акции автозавода в такой ситуации государству, очевидно, совершенно невыгодно.

Весной совет директоров КамАЗа одобрил программу развития предприятия до 2010 года, призванную сделать автозавод финансово более привлекательным. Ряд менеджеров и собственников КамАЗа тогда высказывались против приватизации госпакета, считая, что его лучше продавать уже после реализации утвержденной программы, ведь за актив в этом случае можно было бы выручить больше денег.

Одним из противников приватизации КамАЗа стало правительство Татарии, владеющее 11,6% акций автозавода. В августе оно передало свои бумаги в уставный капитал ОАО "КамАЗ-Капитал" наряду с некоторыми другими акционерами КамАЗа (какими, на КамАЗе предпочли не уточнять). Бенифициары "КамАЗ-Капитала" себя и не раскрыли, и тогда аналитики высказали предположение, что «КамАЗ-Капитал» владеет также долей автозавода, принадлежащей Внештогбанку, -- 17,17% акций. Иными словами, предполагали они, ВТБ и Татария сформировали блокпакет акций КамАЗа в качестве страховки на случай возможного недружественного поглощения, которое могло бы иметь место в случае приватизации. Ведь около 20% акций автозавода обращается на свободном рынке, к тому же не совсем ясно, кто является реальным хозяином пакета в размере 6,78% акций, проданного ЕБРР. Иными словами, вполне возможно, что в результате приватизации у КамАЗа появится контрольный акционер.

Впрочем, последние события, связанные с иском ВЭБа к КамАЗу, судя по всему, пойдут на пользу властям Татарии и их партнерам по «КамАЗ-Капиталу». Этот иск подан в связи с выданным в середине 90-х годов кредита КамАЗу в размере около 150 млн долл. на закупку оборудования для завода двигателей (после сильного пожара на старом заводе КамАЗу пришлось срочно реконструировать производство моторов). Новый завод, кстати, позволил КамАЗу перейти раньше других российских автопроизводидетелей на двигатели стандартов евро-2 и евро-3. Основная часть средств была привлечена через EximBank of Japan (ЕБРР также был одним из участников привлечения этого кредита, он предоставил 100 млн долл.) на закупку оборудования для производства дизелей с японских предприятий. Но после кризиса 1998 года финансирование по кредиту было приостановлено, а задолженность реструктуризирована на несколько лет. В 2001 году государство выступило гарантом по этому контракту, и финансирование было продолжено. Однако со стороны КамАЗа расчет полностью произведен не был, и в минувшую пятницу автозавод сообщил, что с него требуют взыскать долг, проценты, неустойку и прочие выплаты на общую сумму 17,093 млрд йен.

КамАЗ тут же выступил с заявлением, что «удовлетворение предъявленного иска возможно за счет сокращения оборотных активов, что может отрицательно сказаться на объемах производства и продаж вплоть до остановки предприятия, либо потребует привлечения дополнительных заемных средств».

Первое слушание по иску должно состояться 21 октября.

Анна ЛАНДЕР