|
|
N°186, 07 октября 2005 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Приговор с обезболиванием
Полицейским не позволили сделать наркодельца из хирурга
Пластические операции и прерывание беременности с использованием кетамина -- это не преступление. К такому выводу пришел вчера Измайловский райсуд столицы, полностью оправдав главврача и хирурга московской поликлиники №7 Александра Прокофьева, которого обвиняли в злоупотреблении служебными полномочиями и незаконном сбыте психотропного вещества кетамин в особо крупном размере. Это оправдание стало первым в череде процессов по делам врачей и ветеринаров, инициированных Госнаркоконтролем. Суд пришел к выводу, что все представленные доказательства не только не подтвердили вину хирурга, но напротив, говорили о том, что никаких преступлений он не совершал, а честно выполнял профессиональный долг.
Главврач специализирующейся на пластической хирургии и искусственном прерывании беременности поликлиники №7 Александр Прокофьев два года находился под следствием. Уголовное дело в отношении него было возбуждено в сентябре 2003 года сотрудниками управления Федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков (ФСКН) по Москве. Они обвинили главврача в том, что он в период с января по июнь 2003 года незаконно сбыл своим пациентам 50 ампул психотропного вещества кетамин. Под сбытом оперативники подразумевали кетаминовые инъекции, которые делались пациентам клиники во время операции для анестезии. А незаконным этот сбыт посчитали потому, что у клиники не было специальной лицензии на использование психотропных и наркотических веществ. Обвинение утверждало, что г-н Прокофьев совершил это преступление с использованием своих служебных полномочий главврача, отдавая распоряжения по приобретению кетамина в аптеках. От незаконной реализации психотропного вещества, по мнению следствия, главврач получал выгоду, которая выражалась в надбавках к зарплатам его сотрудников. Его действия были расценены как причиняющие вред здоровью людей, и следовательно, наносящие ущерб государству и обществу. В мае этого года начался судебный процесс в Измайловском суде, в финале которого гособвинитель потребовал для подсудимого строгого наказания -- семь лет колонии.
Однако вчера уже с первых слов судьи Елены Поспеловой стало понятно, что сторона обвинения на этот раз потерпела поражение. «Исследовав доказательства, суд приходит к выводу, что в действиях Прокофьева нет состава преступления, -- сказала г-жа Поспелова. -- Доказательства обвинения не свидетельствуют о его вине, а напротив, подтверждают установленные судом обстоятельства». Эти обстоятельства, согласно приговору, сводились к следующему. Поликлиника №7, будучи подразделением ЗАО «Медицинские услуги», юридическим лицом не являлась. Ответственность за любые противоправные деяния, совершенные от имени юрлица, несет глава предприятия, а г-н Прокофьев таковым вовсе не был. Работала поликлиника на основании лицензии на медицинскую деятельность в области гинекологии и косметологии с использованием анестезии. Само понятие «анестезия» уже подразумевает применение психотропных веществ, что подтверждается соответствующим постановлением правительства «Об утверждении положения о медицинской деятельности». Кроме этой лицензии клиника обладала специальным разрешением Управления по борьбе с незаконным оборотом наркотиков (УБНОН) МВД на хранение в помещении наркотиков и психотропных веществ, позволявшее их также приобретать.
С этими документами сотрудники поликлиники и приходили в аптеки, где им отпускали кетамин. Кроме того, суд установил, что г-н Прокофьев никак не может быть уличен в сбыте кетамина в виде инъекции, поскольку он сам их не делал -- это исключительная прерогатива врача-анестезиолога. Не нашел подтверждения и факт причинения ущерба интересам государства и общества. «Какие именно интересы? Почему существенные? -- вопрошала судья Поспелова. -- Никому из пациентов поликлиники вреда причинено не было. Потерпевших в этом деле также нет. Применение кетамина было вызвано жизненной необходимостью, чтобы пациенты не ощущали боли».
«Корыстные побуждения» и «выгода», которую якобы получал г-н Прокофьев от своей «преступной деятельности», также не были доказаны. По трудовым документам, где отражались зарплаты сотрудников, их премии и надбавки, ничего о специальных повышениях вознаграждений за использование кетамина не говорилось. Кроме того, выяснилось, что следователи даже не потрудились провести экспертизу, доказывающую, что в «криминальных» ампулах содержался именно кетамин. А такая экспертиза, отметила г-жа Поспелова, необходима.
«Суд сделал вывод о необходимости оправдать подсудимого и постановил признать Прокофьева Александра Дмитриевича невиновным», -- заключила судья, и зал разразился аплодисментами. «Судья вынесла справедливый приговор, хотя ей было довольно трудно разобраться в сложном порядке лицензирования медицинской деятельности, -- сказал адвокат Евгений Черноусов, который считает, что вчера был создан своеобразный прецедент. -- Теперь стало ясно, что врачи в России -- это не торговцы наркотиками. И хотя сегодня был оправдан только один врач, тем самым были спасены и сотни других, над которыми постоянно висит угроза уголовного преследования».
Екатерина БУТОРИНА